Главная / Неформат

Хроника дня

С юбилеем, Мариус Иванович! Хореографический фестиваль к 200-летию Петипа в Одесской опере перешёл экватор

Фарфоровая прелесть и звуки хрустальной чистоты.

При полных залах Одесский Национальный академический театр оперы и балета проводит хореографический фестиваль, посвящённый 200-летию великого русского балетмейстера Мариуса Ивановича Петипа (1818-1910).

Ошибаются те, кто сейчас, в угоду чьим–то политическим амбициям, называют Мариуса Петипа «французским балетмейстером». Увы, во Франции он в полной мере состояться не смог — не те условия, не та среда.

«Как странно сложилась судьба этого человека. В 1847 году он прибывает в Россию, но пройдёт двадцать два года, прежде чем он станет безраздельным повелителем, диктатором балета в России. Точнее — просто балета, ибо в то время вся жизнь танца сосредоточивается в Петербурге, великолепие спектаклей которого надолго затмевает балеты Парижа. Начиная с 1869 года всё в балете зависит уже от одного Петипа… Вклад Петипа в хореографическое искусство невозможно переоценить. Достаточно сказать, что весь академический балет вплоть до ХХ века в той или иной мере несёт на себе отпечаток творческого гения Петипа», — свидетельствует выдающийся артист балета, балетмейстер и теоретик танца Серж Лифарь.

С юбилеем, Мариус Иванович! Хореографический фестиваль к 200-летию Петипа в Одесской опере перешёл экватор

Историки искусства считают, что семья Петипа относилась со времён средневековья к цеху так называемых «жонглёров», выступая преимущественно для простонародья. Во всяком случае, известен факт, когда юный Мариус вместе с родителями, братьями и сёстрами давал концерт, освещением для которого служили свечи, воткнутые в половинки разрезанных картофелин. Совершенно иные возможности были предоставлены ему на императорской сцене, а встреча с гениальным композитором Петром Чайковским привела к созданию шедевральных балетов «Спящая красавица», «Щелкунчик» и «Лебединое озеро». Все они имеются в репертуаре ОНАТОБ, в программе фестиваля показали «Спящую» и «Лебединое», как их принято называть в театральном обиходе.

С юбилеем, Мариус Иванович! Хореографический фестиваль к 200-летию Петипа в Одесской опере перешёл экватор
Кот в сапогах и Белая Кошечка (Руслан Талипов и Екатерина Бартош) (балет «Спящая красавица»)

С юбилеем, Мариус Иванович! Хореографический фестиваль к 200-летию Петипа в Одесской опере перешёл экватор
Серый волк и Красная Шапочка (Павел Гриц и Ксения Захарченко) (балет «Спящая красавица»)

Сегодня биографы Чайковского радостно подчёркивают наличие у композитора украинских корней, но для взаимопонимания с Мариусом Ивановичем куда больше пригодились французские и немецкие корни великого композитора. Его прадед по материнской линии Мишель Виктор Асье создавал модели для мейсенского фарфора в стиле классицизма, по его эскизам был выполнен «Большой русский заказ» (он же «Ораниенбаумская серия») для Екатерины Второй.

Французский язык был для Петра Ильича таким же родным, как и для Мариуса Ивановича. Эти двое прекрасно понимали друг друга и творили свои сказки на балетной сцене (всегда о чём–то большем, чем танец для услаждения взоров публики), часто расставляя персонажей в изящных позах фарфоровых фигурок под звуки хрустальной чистоты.

«Что касается вообще русского элемента в моей музыке, т. е. родственных с народною песнею приёмов мелодии и гармонии, то это происходит вследствие того, что я вырос в глуши, с детства, самого раннего, проникся неизъяснимой красотой характеристических черт русской народной музыки, что я до страсти люблю русский элемент во всех его проявлениях, что одним словом, я русский в полнейшем смысле этого слова», — признавался Чайковский.

Первым фестивальным событием стала уже с успехом показанная на гастролях в Европе «Спящая красавица», причём солистка нашего театра Наталья Ивасенко, исполнившая партию принцессы Авроры, юным обликом и трепетным танцем вызывает ассоциации именно с хрупкой фарфоровой куколкой, которой пришлось из–за колдовства злобной феи Карабос заснуть на сотню лет…

С юбилеем, Мариус Иванович! Хореографический фестиваль к 200-летию Петипа в Одесской опере перешёл экватор

С юбилеем, Мариус Иванович! Хореографический фестиваль к 200-летию Петипа в Одесской опере перешёл экватор
Фея Карабос (заслуженный артист республики Молдова Владимир Статный) 

С юбилеем, Мариус Иванович! Хореографический фестиваль к 200-летию Петипа в Одесской опере перешёл экватор
Юные участники из детского хореографического театра «Фуэте»

В дуэте с принцем Дезире (Дмитрий Шарай) эта Аврора выглядела максимум на шестнадцать лет, как и указано в либретто — прекрасная иллюзия! Публика одарила солистов многочисленными аплодисментами.

С юбилеем, Мариус Иванович! Хореографический фестиваль к 200-летию Петипа в Одесской опере перешёл экватор

Добрая и благородная фея Сирени (Екатерина Кальченко) тоже была обласкана вниманием балетоманов. Как–то пришлось услышать от одной в целом любящей балет дамы: «В вариациях феи Сирени мне не хватает… движений!». Но современники как раз и отмечали «умную и талантливую простоту» хореографии Петипа в «Спящей», а нарочитые эффекты были бы слишком дешёвыми для королевского дворца, наполненного феями… Петипа отказывался от лишнего во имя главного.

С юбилеем, Мариус Иванович! Хореографический фестиваль к 200-летию Петипа в Одесской опере перешёл экватор
Королева (Ксения Кравченко)

Фестивальная программа продолжилась «Лебединым озером» с солисткой ОНАТОБ Еленой Добрянской в партии Одетты-Одилии. Это знаковая партия Елены, на сцене парило волшебное существо, чьи суставы, казалось, обёрнуты лебяжьим пухом, это полёт, который назвать танцем было бы даже грубо (не отвлечься от фарфоровой темы — такие фигурки балерин в образе девы-птицы стали безумно популярны в первую очередь благодаря «Лебединому»).

С юбилеем, Мариус Иванович! Хореографический фестиваль к 200-летию Петипа в Одесской опере перешёл экватор
Одетта

С юбилеем, Мариус Иванович! Хореографический фестиваль к 200-летию Петипа в Одесской опере перешёл экватор

С юбилеем, Мариус Иванович! Хореографический фестиваль к 200-летию Петипа в Одесской опере перешёл экватор

Овации достались и ей, и принцу Зигфриду (заслуженный артист Республики Молдова Сергею Доценко), и, конечно, огромное восхищение вызвал великолепной элевацией (а ещё говорят, будто выше головы не прыгнешь) Шут в исполнении Павла Грица.

С юбилеем, Мариус Иванович! Хореографический фестиваль к 200-летию Петипа в Одесской опере перешёл экватор

С юбилеем, Мариус Иванович! Хореографический фестиваль к 200-летию Петипа в Одесской опере перешёл экватор

Отлично был принят публикой злой гений Ротбарт (Вячеслав Кравченко), лишённый в финале и правого крыла, и колдовской силы…

С юбилеем, Мариус Иванович! Хореографический фестиваль к 200-летию Петипа в Одесской опере перешёл экватор

С юбилеем, Мариус Иванович! Хореографический фестиваль к 200-летию Петипа в Одесской опере перешёл экватор
Ротбарт

С юбилеем, Мариус Иванович! Хореографический фестиваль к 200-летию Петипа в Одесской опере перешёл экватор
Испанские гости на балу у принца Зигфрида

С юбилеем, Мариус Иванович! Хореографический фестиваль к 200-летию Петипа в Одесской опере перешёл экватор
Неаполитанские гости

С юбилеем, Мариус Иванович! Хореографический фестиваль к 200-летию Петипа в Одесской опере перешёл экватор 
Польские гости

Сегодня Одесская опера может с гордостью показывать шедевры Петипа на каких угодно сценах, а за этим стоит огромная работа балетной труппы, художественного руководства, репетиторов, сохраняющих традиции высшей формы хореографического искусства, какую явил в своём творчестве Мариус Иванович. Все попытки балетмейстеров более позднего времени переиначить его постановки оказывались более бледными, хотя и стремились бить на внешние эффекты.

Фестиваль продолжается!16 марта публику ожидает концертная программа «Гений хореографии», а 18 марта — балет Людвига Минкуса «Баядерка» с солисткой Австралийского балета Мельбурна Натальей Кущ в партии Никии. Впрочем, Петипа — это на века, это навсегда, и после фестиваля его шедевры остаются в репертуаре, будем смотреть и радоваться.

Автор: Мария Гудыма
Фото: Юрий Литвиненко

18
Подписывайтесь на наш канал в Telegram @timerodessa (t.me/timerodessa) - будьте всегда в курсе важнейших новостей!
Чтобы оставить комментарий, авторизируйтесь через свой аккаунт в

????????...

Видео

Видеовзгляд: парад Юморины-2018 на Дерибасовской

Ключевое событие Юморины — костюмированное шествие по Дерибасовской — в видеорепортаже ТАЙМЕРА.



????????...