Главная / Неформат

Хроника дня

Сад корнями вверх. Одесский «Театр на Чайной» поставил ирландскую драму о прозрении

Увидеть Бэллибэг и...

Талантливая молодая актриса и режиссёр Юлия Амелькина бросила вызов самому Льву Додину своим новым спектаклем. Очередная премьера «Театра на Чайной» — инсценировка пьесы ирландского драматурга Брайена Фрила «Молли Суини». Ранее «чайники» ввели в свой репертуар трагикомедию «Чеховские мотивы» по пьесам того же автора «Курортные забавы» и «После занавеса».

Теперь же перед нами далеко не персонажи русской литературы, это жители Ирландии, но случившаяся с ними история столь универсальна, что приобретает значение притчи. И Юлия Амелькина оставляет для зрителя некие не прояснённые до конца намёки, загадки и предположения, которые можно развивать для себя после просмотра, ведь для героев нет ничего однозначного… Спектакль «MOIIY. На границе реальности и фантазии» с падением занавеса не заканчивается.

Сад корнями вверх. Одесский «Театр на Чайной» поставил ирландскую драму о прозрении
Юлия Амелькина

О живом классике ирландской драматургии интересно пишет Ирина Цимбал в «Санкт-Петербургском театральном журнале»: «Соотечественники охотно ставят его имя в один ряд с выдающимися ирландцами XX века — Шоу и Сингом, Беккетом и Йейтсом. А это означает, что у всех у них единая могучая корневая система. Для маленькой страны, оберегающей самобытность своей культуры, это имеет глубокий непреходящий смысл. У Фрила есть и своя заповедная территория — графство Донегал на Западном побережье Ирландии. Донегал — сам по себе и легенда, и творец мифов, без которых ирландцы и поныне не могут обойтись. Отрезанный от остальной Ирландии горами и реками, Донегал дольше других сохранил независимый гэльский дух, неуступчивый характер неудачливых мечтателей и фантазёров. Здесь, в Донегале, разворачиваются события одной из широко известных пьес Фрила — "Переводы", исторической притчи, отнесённой к началу XIX века. Английские картографы появляются в городке Бэллибэг, чтобы повсеместно утвердить английский язык и перевести на него исконно гэльские географические названия. Но обучить английскому и унифицировать названия оказалось занятием куда менее сложным, чем научить людей понимать друг друга…».

Троим жителям Бэллибэга, Молли Суини (Елена Юзвак), её доброму, но простоватому мужу Фрэнку (Олег Шевчук) и честолюбивому доктору-офтальмологу Райсу (Олег Симоненко) суждено смотреть на мир по–разному, в первую очередь в силу печального обстоятельства: женщина с младенчества почти слепа и судит об окружающем мире по звукам, запахам, осязанию… Наконец, её представления о цвете и форме отличаются от представлений обычных людей: «Я знаю только свой мир. Я никогда не думала о нём как об ущербном. Были свои минусы, конечно. Но в тот период я никогда не чувствовала себя ущемлённой… Работа, радио, прогулки, музыка, катание на велосипеде. И особенно плавание. О, вы не представляете себе, какое удовольствие доставляло мне плавание. Я думала — знаю, глупо так думать — но я действительно полагала, что получаю от плавания больше удовольствия, больше наслаждения, чем зрячие. Ты отдаёшься этому переживанию вся — каждая пора открыта и жаждет встречи с миром чистых ощущений, только ощущений, ощущений, которым зрение ничего бы не прибавило — переживание от прикосновения, от осязания; быстрое и ритмичное движение сквозь обволакивающий тебя мир; чувство такой уверенности, такого освобождения, такой гармонии... Нет, не передать той радости от плавания. Я думала много раз, что другие вокруг меня в бассейне, все зрячие, они не получали столько удовольствия именно потому, что видели, потому что зрение некоторым образом ограничивало их ощущение; и что если бы они знали, каким полным было моё удовольствие, они должны бы были завидовать, непременно, должны бы были завидовать мне».

Сад корнями вверх. Одесский «Театр на Чайной» поставил ирландскую драму о прозрении

Сад корнями вверх. Одесский «Театр на Чайной» поставил ирландскую драму о прозрении

Брайен Фрил предостерегал постановщиков от лобовых приёмов для актрисы, играющей роль Молли: никаких тростей, неуверенно вытянутых вперёд рук и тёмных очков. Но про больничную каталку автор ничего не говорил, и собирающиеся зрители видят в двух шагах от себя отдыхающую на этой каталке женщину с грустным, устремлённым куда–то внутрь себя взглядом и глубоким голосом (для этого спектакля публика собирается на сцене и рассаживается в кружок).

Сад корнями вверх. Одесский «Театр на Чайной» поставил ирландскую драму о прозрении

Сад корнями вверх. Одесский «Театр на Чайной» поставил ирландскую драму о прозрении

Сад корнями вверх. Одесский «Театр на Чайной» поставил ирландскую драму о прозрении

Однако Молли встанет и обнаружит способность прекрасно ориентироваться в пространстве и даже плясать ирландскую джигу. Собственно, до определённого момента своей жизни она была вполне довольна и самодостаточна, не понимая, чего лишена. «А иногда, перед тем как войти в этот огромный, гулкий дом, иногда он стиснет меня, прижмётся ртом к моему уху и прошепчет с какой–то свирепой настойчивостью: "Будь уверена, моя дорогая, ты не много теряешь, ну совсем не много. Поверь мне"», — вспоминает Молли о прогулках с отцом, учившим её распознавать на ощупь цветы и травы.

Сад корнями вверх. Одесский «Театр на Чайной» поставил ирландскую драму о прозрении

Сад корнями вверх. Одесский «Театр на Чайной» поставил ирландскую драму о прозрении

Сад корнями вверх. Одесский «Театр на Чайной» поставил ирландскую драму о прозрении

На сцене мы видим этот воображаемый сад — вазоны-светильники, в которых вверх корнями растут папоротники, может, в придуманном мире Молли Суини так и должно быть. Дёрнув за верёвочку торшера, можно прояснить очередное воспоминание, осветить лицо собеседника, поставить точку (или даже многоточие) в споре. Но невозможно под этими лучами, даже прозрев, дать реальному миру больше шансов, если воображение уводит в иную, прекрасную реальность. Каждый зритель увидит в этой истории что–то своё и сделает собственные выводы: например, одна из первых зрительниц предположила, будто после всех разочарований Молли займётся творчеством. Вряд ли; впрочем, героиня всю жизнь была творцом своей необычной судьбы. Следующие показы спектакля состоятся 1 и 26 ноября — проверьте ощущения!

Сад корнями вверх. Одесский «Театр на Чайной» поставил ирландскую драму о прозрении

Сад корнями вверх. Одесский «Театр на Чайной» поставил ирландскую драму о прозрении

Сад корнями вверх. Одесский «Театр на Чайной» поставил ирландскую драму о прозрении

Сад корнями вверх. Одесский «Театр на Чайной» поставил ирландскую драму о прозрении

Сад корнями вверх. Одесский «Театр на Чайной» поставил ирландскую драму о прозрении

Сад корнями вверх. Одесский «Театр на Чайной» поставил ирландскую драму о прозрении

Сад корнями вверх. Одесский «Театр на Чайной» поставил ирландскую драму о прозрении

Автор: Мария Гудыма
Фото: Пётр Катин

16 1
Подписывайтесь на наш канал в Telegram @timerodessa (t.me/timerodessa) - будьте всегда в курсе важнейших новостей!
Чтобы оставить комментарий, авторизируйтесь через свой аккаунт в

????????...

Поёт профсоюзный хор: в Одессе покажут лучший украинский документальный фильм года

20 ноября в киноклубе «Артхаус Клуб» в Hub Гостиной (Греческая, 1а) состоится единственный в Одессе показ трагикомедии Надежды Парфан «Співає Івано-Франківськтеплокомуненерго», который украинские кинокритики признали лучшей документальной лентой года на церемонии вручения национальной премии «Киноколо».

2 1

Видео

Порты, дороги и децентрализация: новый одесский губернатор дал первую пресс-конференцию

ТАЙМЕР выбрал для вас самые важные моменты первой пресс-конференции нового главы Одесской ОГА Максима Куцего.

Инфографика



????????...