Главная / Неформат

Хроника дня

Самолюбие паяца и вселенское братство, или «Зимний променад» в Одесской опере

Можем, когда хотим!

Шедевры немецкого романтизма и итальянского веризма (от слова «веро» — истина) предложили меломанам на фестивале «Зимний променад». Одесский национальый академический театр оперы и балета в последние годы радует зимой яркими событиями. На смену масштабному «Рождественскому фестивалю» пришёл камерный, изысканный, «домашний», что не отменяло, впрочем, наплыва публики. Автор и художественный руководитель «Зимнего променада», главный дирижёр ОНАТОБ Вячеслав Чернухо–Волич решил в рамках программы сблизить оперную и симфоническую музыку. Оказалось — и балетную! На первом концерте, кроме заявленной в программе героической увертюры к бетховенской опере «Фиделио», было и адажио из «Лебединого озера» Чайковского с соло скрипача, концертмейстера Израильского филармонического оркестра Ильи Коновалова, и виолончелиста театра Алика Лысюка. В этот момент на полупрозрачном кубе (оригинальную конструкцию создал главный художник ОНАТОБ Игорь Анисенко) возникал и таял силуэт балерины. Конечно, гвоздём программы оказался двойной концерт для скрипки и виолончели Иоганнеса Брамса.

Самолюбие паяца и вселенское братство, или «Зимний променад» в Одесской опере

Самолюбие паяца и вселенское братство, или «Зимний променад» в Одесской опере

Самолюбие паяца и вселенское братство, или «Зимний променад» в Одесской опере
Алик Лысюк (виолончель) и Илья Коновалов (скрипка)

Второй фестивальный вечер — грандиозная Девятая симфония Людвига ван Бетховена. Маэстро впервые взялся за работу над этой партитурой, а главный хормейстер театра Валерий Регрут проследил за тем, чтобы 76 хористов пели «очень собранным звуком». Опыт исполнения музыки, обычно не звучащей в театре, очень ценен. Солисты — заслуженная артистка Украины Татьяна Спасская, лауреаты международных конкурсов Юлия Терещук и Александр Шульц и заслуженный артист Украины Александр Цымбалюк, что называется, превзошли себя. И что бы ни говорили скептики о «превращении театра в филармонию», художественный результат вкупе с интересом публики свидетельствует: идея исполнения симфонии оказалась отличной. Идея вселенского братства (не зря хоровая Ода «К радости» на слова Шиллера стала гимном Евросоюза) — весьма актуальной!

Самолюбие паяца и вселенское братство, или «Зимний променад» в Одесской опере

От высоких чувств — к мелким страстям, разъедающим душу дотла! Две итальянские оперы в концертном исполнении оказались испытанием для солистов и дирижёра, ведь маэстро стоит спиной к солистам, дирижируя расположенным в глубине сцены оркестром. За движениями дирижёра можно следить по мониторам, расположенным у края сцены, а маэстро остаётся полагаться только на слух! Но всё сложилось. Оперу Руджеро Леонкавалло «Паяцы» (режиссёр — Эдуард Мартынюк) и оперу Пьетро Масканьи «Сельская честь» (режиссёр — Павел Кошка) публика искупала в овациях. Это не первое обращение театра к данным сюжетам, и хорошо, что музыкальный материал всем знаком, а режиссёрские решения и впрямь оказались интересными.

Самолюбие паяца и вселенское братство, или «Зимний променад» в Одесской опере

Сюжет «Паяцев» закручен вокруг любовной драмы актрисы Недды (Юлия Терещук), готовой покинуть труппу бродячих комедиантов, опостылевшего мужа Канио и назойливого поклонника Тонио ради сельского красавчика Сильвио. В наше время тоже достаточно артистов, работающих в стиле «комедия дель арте», и в жизни они вполне могут носить современную одежду.

Самолюбие паяца и вселенское братство, или «Зимний променад» в Одесской опере
Недда


Самолюбие паяца и вселенское братство, или «Зимний променад» в Одесской опере
Сильвио


Отбиваясь шваброй от претендующего на взаимность Тонио (народный артист Украины Василий Навротский), Недда не подозревает, что этот интриган умело срежиссирует её кончину… Ведь сходящий с ума от ревности и уязвлённого самолюбия Канио (Александр Шульц) полагает: весь мир должен ему, ибо он клоун, паяц! Видимо, хочется, чтобы его воспринимали как духовного лидера нации (такой перекос случается в жизни, когда талантливому исполнителю приписывают мудрость, которой нет). Спусковыми крючками становятся несколько фраз, в том числе и «Паяц». Режиссёр сумел эти моменты выделить, следуя за музыкой.

Самолюбие паяца и вселенское братство, или «Зимний променад» в Одесской опере
Недда и Тонио


Кто лишён нездоровых амбиций, так это комедиант Беппо (Павел Смирнов), обладающий той самой виртуозной пластикой «дель арте». Аплодисменты неизбежны и заслуженны! Труппа даёт представление для поселян, используется приём «театр в театре», и, похоже, тут также концертный вариант, ведь перед артистами стоят пюпитры. Когда на помост поднимается жутко злой и готовый затеять поножовщину Канио, испуганный Беппо оттаскивает эти пюпитры в сторону. А Недда лихорадочно листает нотные страницы, надеясь, что всё ещё как–то обойдётся…


Самолюбие паяца и вселенское братство, или «Зимний променад» в Одесской опере

Самолюбие паяца и вселенское братство, или «Зимний променад» в Одесской опере

Самолюбие паяца и вселенское братство, или «Зимний променад» в Одесской опере


Действие «Сельской чести» происходит в праздник Пасхи, но герои не устают грешить даже в святой день, и дело заканчивается поединком на коротких клинках, правда, бой происходит за сценой. Гость из Италии, тенор Симоне Фредиани исполнил партию Туридду, органично влившись в одесскую постановку. Вчерашний солдат, жених Сантуццы (Наталья Павленко), любовник Лолы (Анастасия Мартынюк), преданный сын мамы Лючии (заслуженная артистка Украины Елена Стародубцева) и соперник возчика Альфио (народный артист Украины Виктор Митюшкин), любит пошутить и выпить вина, вспомнил прежнюю привязанность, но не убивать же его за это. Каждый возчик считает, что ему надо хранить верность, словно государю императору! Вспомнился сюжет «Украденного счастья» Ивана Франко, где такая же коллизия решалась посредством топора. Может быть, кто–то из ревнивых одесских мужей, увидев со стороны конфликт, откажется от планов мести?..

Самолюбие паяца и вселенское братство, или «Зимний променад» в Одесской опере
Лола и Туридду

Самолюбие паяца и вселенское братство, или «Зимний променад» в Одесской опере
Сантуцца

Самолюбие паяца и вселенское братство, или «Зимний променад» в Одесской опере
Альфио и Лючия

А театр входит в обычный режим работы с подготовкой премьер, вводами новых исполнителей и перспективами ещё одного «фирменного» фестиваля — «Бархатного сезона в Одесской опере».



Автор: Мария Гудыма
Фото: Юрий Литвиненко

14 3
Подписывайтесь на наш канал в Telegram @timerodessa (t.me/timerodessa) - будьте всегда в курсе важнейших новостей!
Чтобы оставить комментарий, авторизируйтесь через свой аккаунт в

????????...

Видео

Видеовзгляд: новогодний салют на Думской площади

Наступление 2020 года в Одессе по традиции встретили масштабным фейерверком; те, кто не наблюдали его лично, могут сделать это на видеозаписи ТАЙМЕРА.

Инфографика



????????...