Главная / Неформат

Хроника дня

Сегодня мы играем джаз! Блеск и нищета одесской публики

Наверное, от опен-эйров пора отказываться.

Юрия Кузнецова, основателя и президента фестиваля Odessa JazzFest, виртуозного джазового пианиста-импровизатора, композитора и педагога, безусловно, радует где-то на небесах тот факт, что его детище стараниями вдовы, продюсера, подвижницы Натальи Эртновой продолжает жить. Три дня джазовой фестивальной жизни в Одессе подарили противоречивые впечатления.

Сегодня мы играем джаз! Блеск и нищета одесской публики
Наталья Эртнова

С одной стороны, в плане музыки всё было добротно, разнообразно, местами даже блестяще. С другой — мучительно стыдно за Одессу, когда на опен-эйре в Горсаду певцам приходилось перекрикивать другую музыку, звучавшую из различных близлежащих точек. Соблюдать тишину во время такого ответственного массового события никто не желает, на просьбы организаторов не реагируют. Собственно, так у нас всегда — на кинофестивале, когда на Потёмкинской лестнице проходит показ немого фильма с живым оркестром, выдающимися музыкантами, та же картина. С Приморского бульвара непременно доносится громкая реклама, игра уличных музыкантов и, как назло (хотя почему «как»?), с рёвом моторов носятся вокруг статуи Дюка байкеры. Знаете, окультурить гнусных по природе и ущербных духом людей не удавалось никогда и никому. Может, хватит этих великодушных попыток облагодетельствовать бесплатным искусством всех и вся? Пора отказываться от опен-эйров и переносить все фестивальные события под крыши филармонии, театров, концертных залов. Мы же позоримся перед зарубежными гостями, приглашая на опен-эйры послов, консулов, мэров…

Сегодня мы играем джаз! Блеск и нищета одесской публики

А ведь на опен-эйре радовали своим искусством одесские музыканты — пианист Алексей Петухов, вокалисты Анастасия Букина и Анна Ткач, молодые таланты. Джаз-оркестр Клайпеды выступал с испанским саксофонистом Франсиско Анхелем Бланко, в программе было также два французских коллектива — квартет Мишеля Майса и афро-фанк-бенд Batunga&The Subprimes. Экспериментальное украинское трио Koloyolo тоже заслуживало внимания и уважительного отношения. Та публика, которая пришла, чтобы слушать музыку, вела себя прекрасно, но одесская публика в широком смысле, увы, уже не та.

Зато в филармонии наши джазоманы даже почти все телефоны выключили (на симфонических концертах звонки звучат чаще, чем на джазе, интересно, с чего бы это?). Перво-наперво все лучшие традиции американского джаза в течение полутора часов (о, счастье, ведь по программе было отмерено лишь 45 минут) явило трио пианиста и композитора Сайруса Честната. Вы же понимаете, что с таким резюме, как у этого огромного добродушного чёрного парня, в Одессу приезжают не каждый день, и Диззи Гиллеспи, как и Чик Кориа, не зря побывали в числе его сценических партнёров. Более молодые коллеги, контрабасист Эрик Уилер и ударник Крис Бек существовали в едином ритме с пианистом и виртуозно импровизировали. К моменту, когда от финального эвергрина  Body And Soul зал уже просто вопил, не заботясь о приличиях (но в нужной тональности!), никто не хотел антракта. А перед концертом американцы дали мастер-класс в училище искусств и культуры имени К. Ф. Данькевича. Стоит добавить, что визит этого трио состоялся при поддержке Посольства США в Украине в рамках мероприятий, посвящённых 25-летию установления дипломатических отношений с нашей страной.  

Сегодня мы играем джаз! Блеск и нищета одесской публики

Сегодня мы играем джаз! Блеск и нищета одесской публики

Сегодня мы играем джаз! Блеск и нищета одесской публики

Сегодня мы играем джаз! Блеск и нищета одесской публики

Норвежский пианист и композитор Ян Гуннар Хофф, судя по всему, очень любит Грига и Морриконе, одесситы их тоже любят, так что противоречия тут не было. После холодноватых авторских композиций тепло прозвучала импровизация на одну из песен основателя фестиваля Юрия Кузнецова, и это обеспечило норвежцу аплодисменты, которыми его проводили со сцены.

Молодые музыканты из Австрии и Словакии с проектом Esja порадовали композициями, выдержанными в акварельных, минималистичных тонах — таков композиторский почерк лидера коллектива, пианиста Йорга Ляйхтфрида. Темпераментный ударник Хуберт Брюндлмайер и искусный контрабасист Штефан Бартус составили с Йоргом изысканный образец малого состава — комбо, и это было пленительным контрастом к американскому трио, способному заменить целый биг-бенд! «Лирический, яркий и мощный», — так говорит о своём проекте впервые приехавший в Одессу пианист, и, судя по тёплому приёму, лучшая часть местной публики впустила музыкантов в своё сердце.

Сегодня мы играем джаз! Блеск и нищета одесской публики

Сегодня мы играем джаз! Блеск и нищета одесской публики

Сегодня мы играем джаз! Блеск и нищета одесской публики

Сегодня мы играем джаз! Блеск и нищета одесской публики

Последний день фестиваля поразил тотальной импровизацией (если верить музыкантам, они за кулисами никогда и ни о чём не договариваются) гостей из Литвы. Это очень благодатная наметившаяся традиция — начинать фестивальный сет с выступления хедлайнеров. Ну правда, а если меломан живёт в спальном районе, туда просто так не добраться, придётся пропускать самое «вкусное»?! Великолепный в свои семьдесят ударник Владимир Тарасов (за сказанную со сцены фразу: «Одесса — замечательная страна» — отдельное спасибо), невозмутимый и неутомимый басист Евгениюс Каневичюс, способный в порыве творческого экстаза выдувать фантастические звуки сразу из двух саксофонов Людас Моцкунас — олицетворение фри-джаза.

Сегодня мы играем джаз! Блеск и нищета одесской публики

Сегодня мы играем джаз! Блеск и нищета одесской публики

Сегодня мы играем джаз! Блеск и нищета одесской публики

В противовес непредсказуемым литовцам немецкие южане Das Hobos предложили хорошо отрепетированные медитативные «дорожные песни» — перестук колёс изображал ударник Том Симонетти, гитарные и басовые переборы обеспечивал Фрэнк Нагель, пел и играл на гитаре, а также на губной гармошке лидер коллектива Лео Хопфингер. Очень удачно ребята подобрали видеоряд, слушатели «улетали» вслед за поездами и аэропланами туда, где сотню лет назад было бы интересно побывать. За путешествие благодарим благотворительный фонд «Баварский Дом, Одесса» и Гёте-Институт в Киеве.

Сегодня мы играем джаз! Блеск и нищета одесской публики

Сегодня мы играем джаз! Блеск и нищета одесской публики

Сегодня мы играем джаз! Блеск и нищета одесской публики

Сегодня мы играем джаз! Блеск и нищета одесской публики

Конечно, всех интриговал квартет Сократиса Синопулоса из Греции, лидер которого играет на древнем инструменте — смычковой лире, издающей тягучие, сладкие звуки, да и формой лира напоминает грушу. Это сладкозвучие с несколько архаичным тембром вписалось в ритм джазовых импровизаций, вполне подготовленных, ведь сам Синопулос называет выступления своего квартета «чёрно-белыми эскизами, которые каждый раз раскрашиваются по-новому».

Сегодня мы играем джаз! Блеск и нищета одесской публики

Сегодня мы играем джаз! Блеск и нищета одесской публики

С окончанием филармонических концертов джаз не заканчивался — он переносился в пространство бара «Ай лав ю, Петрович», где на фоне специально привезённых картин литовского художника Алгиса Крищюнаса происходили совместные импровизации в формате джем-сешн. Ах, как классно выступил «под занавес» фестиваля Феликс Шиндер, «наше всё», лучший в мире исполнитель одесских песен, и отнюдь не с «Лимончиками», хоть мы их и любим, а с «вечнозелёными» темами…

Сегодня мы играем джаз! Блеск и нищета одесской публики

Сегодня мы играем джаз! Блеск и нищета одесской публики

Сегодня мы играем джаз! Блеск и нищета одесской публики

Продолжения ждём через год, и лучше — в стенах культурных институций, раз одесситы не умеют слушать музыку бесплатно, под открытым небом.

Автор: Мария Гудыма
Фото: Пётр Катин

23
Скачивайте мобильное приложение ТАЙМЕРА для вашего мобильного телефона на iOS или Android!
Чтобы оставить комментарий, авторизируйтесь через свой аккаунт в

Новости партнёров:

Видео

Как это было: дебош участников АТО в одесском парке и их усмирение

12 октября трое пьяных мужчин в камуфляже в парке Шевченко цеплялись к прохожим и всячески провоцировали конфликт. Наконец, они своего добились, но результаты оказались не в их пользу.