Главная / Неформат

Хроника дня

Спиритус виниус, под углом сорок градусов — Георгий Делиев и танцоры буто в Одессе возжаждали целостности

Разнополые носки!

Японский танец буто уже прописался на одесских улицах (и это хорошо), а теперь ещё и вползает (в прямом смысле) в музейные залы. Необычное действо «Жажда целостности», соединяющее искусство отечественных танцоров буто и моноспектакль лидера театра «Маски» Георгия Делиева впервые показали в Музее современного искусства Одессы, вернее, в его творческом пространстве «Артерия».

Спиритус виниус, под углом сорок градусов — Георгий Делиев и танцоры буто в Одессе возжаждали целостности

Спиритус виниус, под углом сорок градусов — Георгий Делиев и танцоры буто в Одессе возжаждали целостности

Подвальное помещение словно создано для театра кабаре — тут легко соблюдать единство тесноты пространства, времени и смысла. Возможно, «Жажда целостности» как раз и знаменует эволюцию кабаре двадцать первого века? Сразу скажем: по времени можно было бы ужаться, а смысла — не грех и добавить. С пространством угадали — в Доме клоунов, куда Делиев может в любой момент привести соучастников действа, было бы излишне просторно.

«Вся история человечества — это путь к чему-то большему, чем сам человек, — гласил анонс мероприятия. — "Жажда целостности" — так назвал Карл Густав Юнг этот внутренний импульс, побуждающий нас узнать истину о нас самих и порождающий "божественную неудовлетворённость". Spiritus — дух, духовное переживание. Удивительно, но то же слово мы используем и для губительного яда — для алкоголя. Спектакль "Жажда целостности" — это спектакль-размышление о бесконечном стремлении человека к божественному (сакральному) и о великой невозможности переживать связь с духом (благодать, эйфория) постоянно».

Автором идеи представления стала харьковчанка Мария–Палестина Коренева, к одесским танцорам прибавились харьковские, а рассказчик оказался один — Делиев.

Спиритус виниус, под углом сорок градусов — Георгий Делиев и танцоры буто в Одессе возжаждали целостности

Обрести на наших глазах некую целостность участники танцевального перформанса, собственно, не обещали — этого и не произошло. Впрямую склонность к пагубным привычкам (а Юнг относил алкоголизм к подобию духовной жажды целостности на низшем уровне) герои не проявляли, но эту тему можно и развить, спиритус виниус и всё такое…

Можно ли считать спектакль «Жажда целостности» окончательно сформированным? Вовсе нет. Он может и будет меняться, и, по признанию Георгия Делиева, процентов на 50 было импровизации, важно, чтобы у всех артистов была «общая энергия». Энергия–то была. Но текстовая и танцевальная части уж очень неравноценны. И если импровизировать с текстом трудновато, может, заранее сочинить что–то посодержательнее историй о пускающих газы мальчишках, разнополой паре носков (артист даже споёт им марш Мендельсона)? Ведь как хороши были абсурдные «Целлофановые диалоги» тех же «Масок» во время оно… Что ни фраза — жемчужина.

Герой Георгия Делиева явно не обременён семьёй, раз позволяет себе роскошь размышлять вслух об истине, которая «удаляется» от него. Зачем ему истина? Кто он такой, чтобы её познать? Не слишком ли далеко зашёл в своей гордыне? Чем не обеспечен, на что жалуется — непонятно. К счастью, в любой непонятной ситуации можно открыть шкаф (пусть и не слишком «многоуважаемый»), где словно оттаивает от некой потусторонней мерзлоты обнажённый персонаж (Андрей Утёнков, он же режиссёр спектакля).

Трогательный озябший гомункул с тренированными мышцами принимает невероятные позы, надолго замирает с поднятой под неудобным градусом ногой, медленно преодолевает каждый сантиметр, но тут опять начинается клоунада. Делиев берёт со стола мисочку с мёдом (зрители сразу поняли, что это «ружьё» обязательно выстрелит, и что недаром комик Лео Басси на прошлой «Комедиаде» был полит продуктом пчеловодства и вывалян в пуху прямо на сцене Дома клоунов), сначала кормит ложкой гостя из шкафа, а потом льёт липкую субстанцию ему на лицо, на голову. У Лео Басси медовые обливания были масштабны и оправданны, это был художественный жест: дескать, я клоун, что для обычных людей является позором, для меня лишь игра! Тут пару ложек мёда, которыми не накормить, не испачкать толком, они ничего не решают…

Спиритус виниус, под углом сорок градусов — Георгий Делиев и танцоры буто в Одессе возжаждали целостности

Спиритус виниус, под углом сорок градусов — Георгий Делиев и танцоры буто в Одессе возжаждали целостности

Спиритус виниус, под углом сорок градусов — Георгий Делиев и танцоры буто в Одессе возжаждали целостности

Спиритус виниус, под углом сорок градусов — Георгий Делиев и танцоры буто в Одессе возжаждали целостности

Спиритус виниус, под углом сорок градусов — Георгий Делиев и танцоры буто в Одессе возжаждали целостности

Спиритус виниус, под углом сорок градусов — Георгий Делиев и танцоры буто в Одессе возжаждали целостности

Спиритус виниус, под углом сорок градусов — Георгий Делиев и танцоры буто в Одессе возжаждали целостности

И снова спасает «многоуважаемый шкаф», прикрывающий дверной проём — Делиев зловещим жестом манит зрителей за собой, а там танцуют другие мятущиеся гомункулы, и каждый очевидно переживает какую-то личную драму.

Спиритус виниус, под углом сорок градусов — Георгий Делиев и танцоры буто в Одессе возжаждали целостности

Спиритус виниус, под углом сорок градусов — Георгий Делиев и танцоры буто в Одессе возжаждали целостности

Спиритус виниус, под углом сорок градусов — Георгий Делиев и танцоры буто в Одессе возжаждали целостности

Спиритус виниус, под углом сорок градусов — Георгий Делиев и танцоры буто в Одессе возжаждали целостности

Очень сильный образ красного, словно окровавленного существа, создал одесский участник Дмитрий Дацков, также интересны антиподы — белая и чёрная девушки в исполнении Ирины Авдеевой и Юлии Блохи (Харьков). За музыкальный концепт и саунд–дизайн стоит благодарить Сергея Ханукаева (Берлин), видео–арт — Александра Логинова, художественное решение — Надин Хазан.

Спиритус виниус, под углом сорок градусов — Георгий Делиев и танцоры буто в Одессе возжаждали целостности

Спиритус виниус, под углом сорок градусов — Георгий Делиев и танцоры буто в Одессе возжаждали целостности

«Буто — это личная сила, личная жизнь, личное тело и конкретное желание реализации», — заявил однажды об излюбленном стиле Дмитрий Дацков. Но, наверное, идея «Жажды целостности» ещё не до конца воплотилась. Будем следить за развитием спектакля!

Автор: Мария Гудыма
Фото: Пётр Катин

16
Подписывайтесь на наш канал в Telegram @timerodessa (t.me/timerodessa) - будьте всегда в курсе важнейших новостей!
Чтобы оставить комментарий, авторизируйтесь через свой аккаунт в

Новости партнёров:

Видео

Беспорядки в Горсаду: штурм ворот, стычки с полицией и ранение генерала

Хроника акции протеста в одесском Горсаду 18 ноября - в видеорепортаже ТАЙМЕРА.