Главная / Неформат

Хроника дня

Строчки из Александра, или Как одесситы учились Пушкина любить

«А как же так получилось, что его никто не спас?..».

В одесском «Театре на Чайной» трижды прошёл при аншлаге спектакль по пьесе Михаила Хейфеца «Спасти камер-юнкера Пушкина».  Постановщик спектакля — народный артист России, художественный руководитель Московского театра «Школа современной пьесы» Иосиф Райхельгауз —  вдохновился этой «историей одного несостоявшегося подвига» как, наверное, никакой другой написанной в наши дни драмой.

Идея пьесы интересна, но не уникальна, ибо носится в воздухе. В конце весны в российский прокат вышел фильм «Спасти Пушкина» (режиссёры — Филипп Коршунов, Павел Мирзоев, авторы сценария — Елена Исаева, Аглая Соловьёва).

«Сценаристы сейчас — люди подневольные, к сожалению: основные идеи и сюжетные ходы им вкладывает в голову продюсер, а они их только обрабатывают, — пишет о фильме в журнале «Огонёк» Андрей Архангельский. — Но здесь, судя по всему, авторы неожиданно получили большую, чем обычно, творческую свободу, они слушались не продюсера, а, так сказать, житейской логики — как это и должно происходить в нормальном кинопроцессе. Вот они честно спросили себя: хорошо, ну спасли Пушкина, а дальше что? И более или менее честно ответили на этот вопрос.

Этот фильм рассчитан на подростков — у нас сейчас любят всё делать для подростков,— но идея, заложенная в фильме, отнюдь не детская. Пушкина (Константин Крюков) спасают во время дуэли двое современных школьников (перемещаются во времени они с помощью подлинных пушкинских часов, с ними нужно проделать какие-то сложные манипуляции). Ребята оказываются на месте дуэли и забирают Пушкина в наше время невредимым. Ну ок, как говорят у нас. И что теперь с ним делать?

В этом и состоит главная мысль фильма: у нас часто повторяют, что "вот если бы Пушкин (Толстой, Достоевский и т.д.) попал в наше время...". Но на самом деле вопрос не в них, а в нас: что мы могли бы им предложить, случись это?.. Мы — это имеется в виду всё наше время, с его культурой и практикой».

Строчки из Александра, или Как одесситы учились Пушкина любить

Строчки из Александра, или Как одесситы учились Пушкина любить

Понятное дело, смешно выглядели бы все эти ток-шоу и селфи с Пушкиным, интриги издателей, но как знать? Может, поэт как раз бы освоился, завёл аккаунты в соцсетях, начал путешествовать по миру, да мало ли чего. Ведь у него был огромный запас энергии, любви к жизни во всех её проявлениях. И как было увлекательно для него выяснить, до чего изменился за прошедшие десятилетия русский язык… Нет, отказываться от затеи спасти Пушкина не стоит. Была бы машина времени…

Строчки из Александра, или Как одесситы учились Пушкина любить

Строчки из Александра, или Как одесситы учились Пушкина любить

До чудесных перемещений во времени и пространстве у Михаила Хейфеца, конечно, не доходит — герой просто размышляет, что бы он лично мог предпринять, окажись в том времени, из которого выдёргивать классика даже и не думает. Просто уберечь бы Александра Сергеевича от смерти, как дорогого человека. Отвести беду, не дать роковому выстрелу состояться.

Оно и понятно, Хейфец давно в России не живёт, она у него ассоциируется со смутой девяностых, с братками и беспределом, собственно, дальше девяностых время действия и не простирается.

Строчки из Александра, или Как одесситы учились Пушкина любить

Строчки из Александра, или Как одесситы учились Пушкина любить

Из-за таможенных «негараздив» декорацию в срочном порядке мастерили в Одессе. Конечно, пьеса «самоигральная», но в данном случае оформление Алексея Трегубова стоило того, чтобы быть восстановленным. Сбоку эта конструкция напоминает гигантский ящик от дуэльных пистолетов, но под грудой пеплообразной смеси резаного пластика и шелухи от семечек упрятан реквизит, в этой ёмкости и найдёт последнее пристанище Михаил Питунин, так мечтавший спасти Пушкина... Этот интеллигентный очкарик (в роли Питунина — Александр Овчинников) не может спасти даже самого себя, но всё же прострелит руку одному из посягнувших на его жизнь и питерскую квартиру бандитов, сделает это из антикварного дуэльного пистолета и на устах у него будут «строчки из Александра», а что же ещё! С ними и умирать не так страшно… И всегда есть иллюзия, что умер-то как раз за них.

Строчки из Александра, или Как одесситы учились Пушкина любить

Строчки из Александра, или Как одесситы учились Пушкина любить

Когда Миша вспоминает школьные годы, на нём оказывается маловатый по размеру синий форменный блузончик (такой носили мальчики всего Союза, и он ценился выше коричневых пиджачков без эмблемы и блестящих пуговиц). Противная грымза с указкой, готовая побить ребёнка за недостаточную любовь к Пушкину (за что теперь третировать детей станут в школах — страшно подумать) и влюблённая в поэзию Лера, а ещё Наталья Николаевна собственной персоной сыграна Татьяной Цирениной. Мишина мама, Идалия Полетика — в них перевоплощается Даниэлла Селицка.

Иван Мамонов и Николай Голубев — в детсадовцев, школьников, Дантеса и Геккерена, политрука и рядового Мамедова. А в ролях бандитов Секи и Витька артисты наиболее забавны, особенно в сцене, когда, «крышуя» уличных торговцев книгами, начинают приставать к зрителям и ставить их на счётчик за неимение книг Пушкина. Как же, учились-то они в школе имени поэта (что не помешало им, впрочем, потерять человеческий облик).

Строчки из Александра, или Как одесситы учились Пушкина любить

Строчки из Александра, или Как одесситы учились Пушкина любить

«А как же так получилось, что его никто не спас?» — размышляет герой о Пушкине, не заметив, что его собственная жизнь не задалась и вот-вот будет оборвана. Но, может быть, Пушкин вопреки всему, дурам-училкам, невыносимым жизненным обстоятельствам, эпохе перемен, спас Питунина. Ибо умирать Секе и Витьку (а они вряд ли надолго пережили свою жертву) наверняка было страшнее.

Строчки из Александра, или Как одесситы учились Пушкина любить

Автор: Мария Гудыма
Фото: Пётр Катин

11
Скачивайте мобильное приложение ТАЙМЕРА для вашего мобильного телефона на iOS или Android!
Чтобы оставить комментарий, авторизируйтесь через свой аккаунт в

Новости партнёров: