Главная / Неформат

Хроника дня

Судьба русской проститутки да сумасшествие порядочной вдовы: женские горести в одесском театральном репертуаре

Такое впечатление, будто они сговорились! Конечно, никто ни с кем не сговаривался, но всё-таки удивительные совпадения бывают.



Напишите на одной афише - «Мужские радости», а на другой – «Бабские горести», и проследите, у которой из них столпится больше любопытствующих… Конечно, у первой! Но идущие в одесской реальности спектакли относятся в большинстве к тому, что обозначено и обобщено на второй, с этим ничего не поделаешь. Разница только в подборе материала, выбору темы, уровне постановочной культуры и опыте исполнителей. Театралы города совершили двойной поход на по-своему интересные новые спектакли. Сперва во дворце культуры имени Леси Украинки была показана учебная работа – выпускался актёрский курс театрально-художественного училища.

 

«Театр – искусство командное, здесь один в поле не воин, - произнёс в зал перед началом спектакля руководитель курса, заслуженный артист Украины Анатолий Антонюк. – Я благодарен всем педагогам, которые занимались эти годы с ребятами, благодарен русскому театру за содействие в костюмах и участие артистов Владимира Лилицкого и Евгения Богнибова. Помимо текста повести «Яма» Куприна мы использовали стихи моего большого друга, одессита Александра Бирштейна».

 

«Я прошлое, как письма, ворошу…», - на сцену вышел Владимир Лилицкий, он же, как оказалось впоследствии, одессит Яша, желающий рассказать историю своей сестры, которая может повториться с каждой женщиной. А ведь с женщинами так нельзя, так хотелось бы устроить, чтобы они не страдали, знать бы ещё, как этого достичь… Инсценировка «Ямы» сделана очень мастерки и тактично, нужно уложиться в один акт учебного спектакля, и каждому действующему лицу отведено не так уж много теста, прямо скажем, минимум. Однако мастер-режиссёр сделал каждый образ ёмким, выпуклым, читаемым. И неважно, что со времени действия купринской прозы нас отделяет столетие с лишним, история эта вечная, снова ставшая актуальной. Все знаем, какие слабые умы уже планируют выдавать трудовые книжки гражданкам Украины, где чёрным по белому напишут: «проститутка»… И это будет не ругательство, а вполне себе профессия, как в желанной для слабых этих умов Европе. Дожили, как говорится!

 

Но вернёмся к спектаклю. Все здесь хороши, и утончённая, но не потерявшая до конца совесть «мадам» Анна Марковна (Анна Руденко) – как хлёстко, от души, выкрикнет она ругательства в адрес клиента, по телефону «заказывающего» десятилетнюю девочку, шестнадцатилетняя, видите ли, уже старовата для этой сволочи (тоже легализовать будем?)... Но при этом не забудет заботливо прикрыть трубку рукой – тело с умом и совестью не согласно, о ценном клиенте печётся, пригодится ведь… Ей под стать владеющая иностранными языками наперсница с богатым прошлым Тамара (Даша Бондарева) – то по-французски, то по-немецки пытается намекнуть вновь прибывшим, что не ждёт их тут ничего хорошего, но кто ж её понимает…

 

 

Герои артистов русской драмы Владимира Лилицкого и Евгения Богнибова, Яша и Сеня, концентрируют своё внимание на очаровательной невинной Сонечке (Катя Хабибулина), один, как уже упоминалось, ищущий её брат, второй – законный муж, по совместительству известный сутенёр, продающий красавицу для «работы» в заведении Анны Марковны. Яша благороден и бледен, Сеня суетлив и сладкоречив, только маленькая глупышка может быть им обманута (куда смотрели одесские родители, вот это вопрос!) – как чисты взоры Сони, с каким детским обожанием смотрит она на мужа, ищет ласки у его мнимой тётушки, хозяйки публичного дома, куда её заманивают обманом… Второй Сонин выход драматичен – девушка подобна поникшему цветку, а этот заученный жест, которым она приподнимает пеньюар, позволяя узреть краешек чулка… Кульминация роли наступает в момент, когда Соня уже всё узнала о своём Сене, но душераздирающе кричит, убеждая прежде всего саму себя: «Он любит меня, он любит меня!!!».

 

Роскошная красавица Женя, намеренно заражающая своих клиентов сифилисом (Настя Бойко) обладает царственной статью и томной прелестью женщины эпохи модерн, у неё и пластика демонстративная, бесшабашная, себя как дорогую вещь преподносящая. Домашняя, скромная Люба (Оля Мельник) моет полы, зазывно виляя попкой, а потом привычно вытрет передником натруженные ручки – и вся драма этого полевого цветочка ясна, как на ладони. Студенты-клиенты - добряк-увалень Лихонин (Максим Вишталенко), романтик Коля (Альберт Солдатов) и темпераментный Рамзес (Максим Козловский), чья обычная походка легко переходит в лезгинку – тоже интереснейшие личности. Кто-то взрослый объяснил им, будто любовь девушек прилично и правильно покупать за два рубля, но каждый уже догадывается о дикости таких отношений.

 

Хоть тема и грустная, спектакль «Яма» не втаптывает зрителя в землю, а будоражит лучшие его чувства, радует профессионализмом молодых актёров. Закономерно, что госкомиссия с профессором Леонидом Поповым во главе высоко оценила работу выпускников и их мастера.

 

Тремя часами спустя актриса Карина Шрагина в зале театра кукол показывала свой моноспектакль «Крик для тихого голоса» по пьесе одесского автора Игоря Божко в постановке заслуженного артиста Украины Геннадия Скарги. И вот какие интересные параллели нарисовались: тоже действо обрамлено стихами о времени, только не местного поэта, а Жака Превера («Крепко-накрепко меня обними, наша жизнь - это то, что сейчас. Будет поздно потом. Обними меня крепко. Здесь все против нас…». Если в «Яме» героиня страдает сифилисом, то здесь речь о гонорее, которой награждает отнюдь не проститутку, а приличную семейную женщину… законный муж. Субъект этот, как явствует из текста, малосимпатичный: старше жены на 16 лет, имеет проблемы с зубами, потенцией, изменяет супруге не только с женщинами (но это, как в анекдотической поговорке, «один раз»). Писатель, то есть с деньгами в семье то густо, то пусто, а свои похождения, в том числе гомосексуальные, описывает в дневнике. Хорошая женщина такого мужа сама бы убила, а эта после его смерти сама тронулась, сидит в смирительной рубашке, монотонно ведёт рассказ о жизни своей супружеской с психиатром (голос из-за сцены – Геннадий Скарга), прерываемый то звуком падающей капли, то повисшей фортепианной нотой, то «Умирающим лебедем» Сен-Санса»… «Пусть бы он был жив, пусть бы лежал, пусть бы не было у нас никакого секса, пусть бы думал о своём, даже о «нём», - убивается сумасшедшая.

 

Что ж, как пережить смерть талантливого, молодого, красивого и верного мужа, театр не научит.  Да и просто рассказать о счастье двоих – нет что-то пьес таких новых, и в классике «счастливых» сюжетов со времён «Старосветских помещиков» не припомнить. А ведь в наше суровое время театральный «электорат» (незамужние, разведёнки и вдовы) мог бы сделать кассу представлениям в жанре «Бабское счастье», не так ли?..

 
Фото: Пётр Катин 

Автор: Мария Гудыма

15
Скачивайте мобильное приложение ТАЙМЕРА для вашего мобильного телефона на iOS или Android!

Новости партнёров:

Видео

«Нулевой тайм»: одесские футбольные фанаты атаковали болельщиков «Манчестер Юнайтед»

Вечером 8 декабря перед матчем луганской «Зари» и «Манчестер Юнайтед» на одесском стадионе «Черноморец», в парке Шевченко колонну британских болельщиков атаковали местные футбольные хулиганы.