Главная / Неформат

Хроника дня

«Тангейзер» здорового человека и балетный фейерверк: Одесская опера завершает «Бархатный сезон»

Вместо опен-эйра – концерт в зале.

Одесский Национальный академический театр оперы и балета в рамках III фестиваля искусств «Бархатный сезон в Одесской опере» провёл премьерный показ оперы Рихарда Вагнера «Тангейзер» в концертном исполнении и порадовал балетным гала–концертом.

«Тангейзер» здорового человека и балетный фейерверк: Одесская опера завершает «Бархатный сезон»

Запланированный на 17 сентября оперный опен–эйр был перенесён на 18 сентября, концерт начнётся в 20:00 в зале.

Строгое концертное исполнение «Тангейзера» с оркестром на сцене, «космической» видеографикой и статичным положением солистов, конечно же, много лучше какой–нибудь скандальной, глумливой постановки. Сложные мизансцены, шокирующие намёки – это не то, что нужно в данном случае. Ромен Роллан вообще считал, что «вагнеровская драма – это драматическая или эпическая симфония, которую невозможно сыграть на сцене и к которой действие не прибавляет ничего». Правда, это было сказано об опере «Тристан и Изольда», но к «Тангейзеру» тоже применимо…

«Тангейзер» здорового человека и балетный фейерверк: Одесская опера завершает «Бархатный сезон»

Хотя, конечно, наилучшим исходом событий может оказаться такое: на следующем «Бархатном сезоне» «Тангейзер» поставлен во всём сценическом блеске, и приглашённые солисты с международной известностью наперебой стремятся в нём блеснуть талантами. Стоит, однако, помнить, что длиться такой оперный спектакль должен три часа. А для концертного варианта выбраны самые блестящие сцены, отражающие всю оперу как нельзя лучше. Опущены второстепенные эпизоды, персонажи, фрагменты, связанные с физическим действием. Грот Венеры, где певец Тангейзер пресытился наслаждениями, рисуется в воображении слушателя прежде всего голосами певцов. Сцена возвращения пилигримов со знаменитым хоралом, где мелодия колеблется, словно совершающая крестное знамение рука, поддержана сиянием креста на экране, креста, обозначенного лучами света. Просто, благородно и великолепно, при условии, что музыкальная составляющая безупречна. А она, к счастью, именно такова.

«Тангейзер» здорового человека и балетный фейерверк: Одесская опера завершает «Бархатный сезон»

Музыкальный руководитель и главный дирижёр Одесской оперы Александру Самоилэ использовал как дрезденскую, так и парижскую редакцию партитуры (если дело дойдёт до масштабной постановки, балетная сцена вакханалии, созданная в угоду вкусам парижан, обязательно должна быть предложена и одесситам). Режиссёр Оксана Тараненко не проявила стремления осовременить сюжет, тактично и мудро поддержала солистов и хор в рамках вечной коллизии, связанной с необходимостью важного жизненного выбора. В сознании Тангейзера отлично уживаются языческая Венера и дева Мария, между этими идеалами мечется герой, но было бы примитивным решением всё свести к конфликту душевного и телесного. Сам Вагнер называл своего Тангейзера «немцем с головы до пят» и раздражался попытками критиков приписать произведению «специфически–христианскую импотентно–божественную тенденцию». Здесь конфликт двух гениально созданных прежде всего воображением миров, который будет длиться вечно. В народной легенде, изложенной в «Немецких преданиях» братьями Гримм, Тангейзер всё–таки возвращается к Венере, у Вагнера он умирает с именем благочестивой невесты Елизаветы на устах. Где сейчас реально существовавший миннезингер Тангейзер, не в гроте ли Венеры? Кто знает…

«Тангейзер» здорового человека и балетный фейерверк: Одесская опера завершает «Бархатный сезон»

Певцы в этом спектакле просто великолепны. Героический металл в голосе лауреата международных конкурсов, тенора Александра Шульца (немецкий язык для певца является родным, и за произношением коллег следит именно он). Чувственные перламутровые переливы в пении Венеры (заслуженная артистка Украины, меццо–сопрано Татьяна Спасская). Серебристая чистота молитв Елизаветы (лауреат международных конкурсов, сопрано Наталия Павленко). Певец Вольфрам фон Эшенбах, кстати, тоже реально существовавший человек – бархатный голос, пообещавший в знаменитом романсе «К вечерней звезде» рай на земле, где могут быть такие чувства (лауреат международных конкурсов, баритон Гарри Гукасян). А вот увеличивать штат оркестра для вагнеровского масштаба, как мечтали после премьеры в кулуарах некоторые горячие меломанские головы, не надо. У нас театр, по сути, нестандартный, небольшой, Вагнера «берут» не числом, а уменьем…

Видя, как выложился оркестр на премьере «Тангейзера», можно только поражаться, как тот же состав под руководством маэстро Игоря Шаврука на следующий же вечер провёл совершенно иную, бриллиантово–искристую программу балетного гала–концерта. Ну да, было два небольших недоразумения, причём оба раза – во время выступления солистки оперного театра Елены Добрянской, впрочем, это не повлияло на качество танца ни в вариациях Лауренсии из одноименного балета ни в «Гран–па классик» на музыку Обера, где партнёром балерины был Станислав Скрынник.

«Тангейзер» здорового человека и балетный фейерверк: Одесская опера завершает «Бархатный сезон»

«Тангейзер» здорового человека и балетный фейерверк: Одесская опера завершает «Бархатный сезон»

Зато остальные номера, каждый из которых оказался маленьким спектаклем, прошли блистательно. Знаменитый «Лебедь» Сен–Санса в исполнении одесской балерины Екатерины Кальченко, выступления наших солистов и гостей с классическими и современными балетными номерами (в концерте участвовали солисты Большого театра Андрей Меркурьев и Диана Косырева, солисты Национальной оперы в Киеве Наталья Мацак, Сергей Кривоконь, Катерина Кухар и Александр Стоянов) вызвали овации. Возможности нашего коллектива очень велики! Теперь последний рывок – и оперный гала–концерт с участием приезжих звёзд и одесских певцов станет завершающим аккордом «Бархатного сезона». А через год – вновь концерты и премьеры, гости, общение, восторги и разбор полётов, и дружное признание того непреложного факта, что в опере и балете главенствует музыка, всё от неё, она ведёт за собой, порой жёстко диктует, и всегда оказывается, по большому счёту, права.

«Тангейзер» здорового человека и балетный фейерверк: Одесская опера завершает «Бархатный сезон»

«Тангейзер» здорового человека и балетный фейерверк: Одесская опера завершает «Бархатный сезон»

«Тангейзер» здорового человека и балетный фейерверк: Одесская опера завершает «Бархатный сезон»

«Тангейзер» здорового человека и балетный фейерверк: Одесская опера завершает «Бархатный сезон»

«Тангейзер» здорового человека и балетный фейерверк: Одесская опера завершает «Бархатный сезон»

Автор: Мария Гудыма

11
Подписывайтесь на наш канал в Telegram @timerodessa (t.me/timerodessa) - будьте всегда в курсе важнейших новостей!
Чтобы оставить комментарий, авторизируйтесь через свой аккаунт в

Загрузка...

Видео

Об операции по подъёму Delfi рассказали на специальной пресс-конференции

11 сентября в Одессе состоялась пресс-конференция, на которой представители осуществлявших эвакуацию танкера Delfi компаний рассказали подробности операции.

Инфографика



перекредитування онлайн позик
Загрузка...