Главная / Неформат

Хроника дня

Целующиеся певицы и танец семи покрывал — романтика «Бархатного сезона в Одесской опере»

Ре-жи-ссё-ра!

Четвёртый фестиваль искусств «Бархатный сезон в Одесской опере» проводит последние мероприятия. Штатный романтик ТАЙМЕРА Мария Гудыма всеми довольна.

Можно ли назвать композитором-романтиком народного артиста РСФСР, лауреата Госпремии СССР Микаэла Таривердиева, творившего на стыке эстрады и академической музыки? Формально — нет, по сути — да. И есть ли жанр романтичнее романса? Романсы на стихи Марины Цветаевой, вокальный цикл «Сонеты Шекспира» и моноопера «Ожидание» были слушателям в полном смысле слова подарены. Вход на камерную площадку «бельэтаж» был свободным, а уж там потрудились режиссёр Павел Кошка, концертмейстер Игорь Парада и сопрано Юлия Терещук — рассыпанные осенние листья и проекции с дождевыми каплями помогли создать романтическое настроение.

Целующиеся певицы и танец семи покрывал — романтика «Бархатного сезона в Одесской опере»

Целующиеся певицы и танец семи покрывал — романтика «Бархатного сезона в Одесской опере»
Юлия Терещук

Программу из произведений композиторов-романтиков Вагнера и Листа, а также ни разу не романтиков Бартока, Шёнберга, Скрябина. Веберна и Дебюсси (но никто не скажет, будто их творчество романтики лишено) также бесплатно исполнил в Золотом зале Литературного музея Евгений Громов. А перед концертом там же состоялась дискуссия о перспективах развития отечественного музыкального театра, где профессионалы делились общими впечатлениями: сегодня ОНАТОБ работает интереснее столичных площадок.

Целующиеся певицы и танец семи покрывал — романтика «Бархатного сезона в Одесской опере»

Целующиеся певицы и танец семи покрывал — романтика «Бархатного сезона в Одесской опере»
Евгений Громов

«К сожалению, Анатолий Соловьяненко-младший, руководитель Национальной оперы в Киеве, считает, что если зрители не покидают зал посредине представления, всё в порядке, — рассказывает музыковед, кандидат искусствоведения Анна Ставиченко. — Я и мои друзья уже не единожды проводили такую акцию: вставали и уходили. А вообще правду о себе любят читать не все, из-за моих статей о Теодоре Курентзисе у меня в этом году возникли большие проблемы с Зальцбургским фестивалем…»

 

По словам музыкального критика Ольги Стельмашевской, сейчас в Киеве проблематично опубликовать текст, касающийся новостей культуры, — не до того. Особенно не приветствуются статьи о конкретных современных художниках — почему-то считается, будто авторы на этом наживаются. Однако реальная ситуация немного иная,  грустно констатирует Анна Ставиченко: писать рецензии часто критику нет смысла, ибо это занятие попахивает волонтёрством. Будем надеяться, об Одесском фестивале гости всё же напишут и опубликуют интересные отзывы.

Премьера концерта «Последний романтик» из произведений Рихарда Штрауса была ожидаемой и стала неожиданной — шептались в кулуарах, дескать, режиссёр Евгений Лавренчук придумал решение в самый последний момент (а кто сказал, что гении должны вымучивать концепции месяцами?), всё это шок, ужас и скандал, начиная от сценографии Игоря Анисенко, более чем лаконичной, ведь со сцены содрали все задники и кулисы.

Целующиеся певицы и танец семи покрывал — романтика «Бархатного сезона в Одесской опере»

Целующиеся певицы и танец семи покрывал — романтика «Бархатного сезона в Одесской опере»

Но, если честно, все эти бархатные драпировки изрядно глушат звук (посмотрим, как произойдёт с новой одеждой сцены фирмы «Пирелли», которую театр недавно приобрёл на заработанные средства). Без них звучание оказалось просто ошеломительным! Симфоническая поэма «Дон Жуан», прозвучавшая на фоне аскетично обнажённой стены, кое-кого заставила зажмуриться — поначалу непривычно было. Но затем пошли сцены из опер — стена раздвинулась, оттуда пошёл мужской балет, загримированный под ожившие античные статуи. Речитатив и арию Цербинетты из оперы «Ариадна на Наксосе» исполнила колоратурное сопрано Анастасия Санникова, своими руладами она заставляла «статуи» падать! Дуэт Вакха и Ариадны из той же оперы в исполнении заслуженного артиста Украины Владислава Горая и Юлии Терещук был оттенён присутствием хористок, и у каждой была своя «нить Ариадны» на огромном мотке, вот такие прядильщицы судеб…

Целующиеся певицы и танец семи покрывал — романтика «Бархатного сезона в Одесской опере»

Целующиеся певицы и танец семи покрывал — романтика «Бархатного сезона в Одесской опере»

Целующиеся певицы и танец семи покрывал — романтика «Бархатного сезона в Одесской опере»

Анастасия Санникова

Целующиеся певицы и танец семи покрывал — романтика «Бархатного сезона в Одесской опере»

Целующиеся певицы и танец семи покрывал — романтика «Бархатного сезона в Одесской опере»

Целующиеся певицы и танец семи покрывал — романтика «Бархатного сезона в Одесской опере»

Целующиеся певицы и танец семи покрывал — романтика «Бархатного сезона в Одесской опере»

Целующиеся певицы и танец семи покрывал — романтика «Бархатного сезона в Одесской опере»

Оркестровое вступление к опере «Каприччио» и её финал завершили первое отделение. Партию графини Маделены, никак не решающуюся выбрать в качестве романтического объекта одного из двух претендентов — поэта или композитора (в опере важны и литературная, и музыкальная часть, выбрать что-то одно невозможно, вот в чём мораль), спела сопрано Надежда Сычук. А уж после антракта страсти закипели по-настоящему, ведь пошли сцены из комической оперы «Кавалер роз», которую хотелось бы видеть и слышать на нашей сцене целиком, без купюр. Кто там кого выбирает в финале — стало ясно из «поцелуя в диафрагму», который продемонстрировали певицы Надежда Сычук и Таисия Шафранская, а пикантности добавил тот момент, что партия юноши Октавиана поручена меццо-сопрано. Это гендерное мерцание обыгрывается в опере, когда Октавиан переодевается в камеристку и привлекает благосклонное внимание барона Окса, чью партию исполнил бас Виктор Шевченко, и публика поразилась его ухаживаниям за персонажем во фраке, ведь переодевания в концерте не было…

Целующиеся певицы и танец семи покрывал — романтика «Бархатного сезона в Одесской опере»

Целующиеся певицы и танец семи покрывал — романтика «Бархатного сезона в Одесской опере»
Барон Окс (Виктор Шевченко)

Целующиеся певицы и танец семи покрывал — романтика «Бархатного сезона в Одесской опере»
Таисия Шафранская и Надежда Сычук (Октавиан и Софи)

Целующиеся певицы и танец семи покрывал — романтика «Бархатного сезона в Одесской опере»

Целующиеся певицы и танец семи покрывал — романтика «Бархатного сезона в Одесской опере»

Целующиеся певицы и танец семи покрывал — романтика «Бархатного сезона в Одесской опере»

Целующиеся певицы и танец семи покрывал — романтика «Бархатного сезона в Одесской опере»

Шутки в сторону, когда речь заходит об опере Рихарда Штрауса «Саломея» — танец семи покрывал в постановке Алексея Скляренко исполнила заслуженная артистка Украины Елена Добрянская, а масштабную финальную вокальную сцену-монолог Саломеи спела сопрано Анна Литвинова, и это были разные грани образа жестокой и прекрасной в своей неукротимой животной страсти женщины — для таких жертвуют многим, но их боятся и норовят при случае уничтожить…  

Целующиеся певицы и танец семи покрывал — романтика «Бархатного сезона в Одесской опере»
Саломея — Елена Добрянская

Целующиеся певицы и танец семи покрывал — романтика «Бархатного сезона в Одесской опере»

Целующиеся певицы и танец семи покрывал — романтика «Бархатного сезона в Одесской опере»
Саломея — Анна Литвинова

Художественное слово Людмилы Сергейчук подготовило публику к восприятию музыки «последнего романтика» (8 сентября — дата ухода композитора из жизни), а главный дирижёр ОНАТОБ Александру Самоилэ в очередной раз продемонстрировал, как блестяще можно спиной ощущать солистов в условиях концертного исполнения, когда оркестр на сцене, а не в яме. И всё же именно режиссёрская фантазия оживила для нас, сегодняшних, все эти столетие назад созданные произведения на ещё более древние сюжеты. Люди на самом деле теряют способности погружаться в романтику, просто темп бытования ускорился, многое отвлекает. Но есть ещё театр, где гаджеты отключаются и начинается настоящая жизнь.

Целующиеся певицы и танец семи покрывал — романтика «Бархатного сезона в Одесской опере»

Целующиеся певицы и танец семи покрывал — романтика «Бархатного сезона в Одесской опере»

Целующиеся певицы и танец семи покрывал — романтика «Бархатного сезона в Одесской опере»

Целующиеся певицы и танец семи покрывал — романтика «Бархатного сезона в Одесской опере»

Автор: Мария Гудыма
Фото: Пётр Катин и Лев Райзман

28
Подписывайтесь на наш канал в Telegram @timerodessa (t.me/timerodessa) - будьте всегда в курсе важнейших новостей!
Чтобы оставить комментарий, авторизируйтесь через свой аккаунт в

????????...

Видео



????????...