Главная / Неформат

Хроника дня

Ужель та самая Татьяна?.. «Энциклопедия русской жизни» – на сцене Одесской оперы

Дело за появлением достойной сценической версии.

К 175-летию со дня рождения Петра Ильича Чайковского в Одесском театре оперы и балета была подготовлена большая программа, посвящённая великому русскому композитору, чья творческая судьба тесно связана с Одесским оперным театром. Десять вечеров на сцене театра звучали сочинения Чайковского, представляющие золотую музыкальную классику — оперы «Пиковая дама», «Иоланта», балеты «Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Спящая красавица». Дважды прозвучала в концертном исполнении опера «Евгений Онегин», которая в следующий раз прозвучит здесь 6 июня, в день рождения Александра Сергеевича Пушкина.

 

Первая попытка «по бедности» представить «Евгения Онегина» в концертном исполнении осуществлялась в нашем театре в девяностых — тогда визуальных акцентов было совсем немного, разве что платочки вспоминаются у хористов во время исполнения песни «Уж как по мосту-мосточку».

Сейчас театр уже располагает новыми технологиями — на экране видим портрет композитора, изображение старой русской усадьбы, иллюстрации к романам, которыми зачитывалась Татьяна. В сцене дуэли Онегина и Ленского возникает зловещая картина зимнего леса, а затем перед нами мелькают эпизоды путешествий Онегина, бальный зал, в котором главный герой вновь увидел Татьяну — и неожиданно влюбился «как мальчик, полный страсти юной»… Солисты выходили на авансцену в концертных костюмах, отчасти приближенных к эпохе, присаживались на садовую скамейку, а в сцене бала за неимением пространства совершали в лучшем случае полтора поворота в ритме вальса.

«Энциклопедией русской жизни» нарекли пушкинский роман в стихах, конечно же, к одноимённой опере это не вполне относится. Сегодня театр не обладает средствами на создание полноценной сценической версии «Евгения Онегина», по крайней мере, это дает понять его руководство, заявившее о своей готовности принять меценатскую помощь для этой достойной цели. Конечно, очень не хотелось бы каких-то «ультрасовременных» режиссёрских псевдо-прозрений на этом материале. Но обнадёживает тактичность главного режиссёра ОНАТОБ Оксаны Тараненко, сумевшей в сложных условиях концертного варианта не омрачить впечатление от музыкальной части.

Безусловно, замечательно провёл свою работу главный дирижёр театра, народный артист Молдовы Александру Самоилэ — темпы, нюансы, всё безупречно, зал замирает (ну, конечно, находится всё время и несколько альтернативно одарённых меломанов, которые умудряются в любой момент пользоваться мобильными телефонами, вести между собой параллельно действию диалоги да жизнерадостно хихикать — а где их нет?).

Исполнительских состава два, но Татьяна только одна — Инга Мартынова, идеально воплотившая образ героини не только в вокальном, но и в актёрском отношении. Инга умеет так впечатляюще молчать на сцене, так выразительно впадать в грусть, оцепенение, так отчаянно разувериться в возможности счастья, о котором грезила в великолепной сцене письма… И когда она встречается спустя годы со своей первой и единственной любовью, закованная, словно в доспехи, в свою комильфотность, в усвоенные правила хорошего тона, это звенящее молчание, это самообладание, не позволяющее бросить лишнего взгляда, чтобы не скомпрометировать свою семью, мужа, который «в сраженьях изувечен».

 

Время диктует свои правила жизни: современные Татьяны вполне могут не опережать события, не торопиться замуж и дождаться момента, когда избранник сам проявит к ним интерес. Современные эзотерики назвали бы союз Онегина и Татьяны кармическим браком и выразили бы надежду, что он осуществится в другой жизни, но от этого пушкинским героям не легче…

Во многом Татьяне суждено повторить судьбу своей матери, помещице Лариной (эта партия поручена заслуженной артистке Надежде Шакун и народной артистке Людмиле Шириной), няни (заслуженная артистка Татьяна Спасская, Наталья Каданцева), заменять привычкой «счастие», но разница в том, что ей совершенно ясно было дано увидеть, где, в чём могло быть её «счастие».

 

Абсолютное открытие — молодой баритон Гарри Гукасян, исполнивший партию Онегина (более опытный солист Александр Стрюк занят в другом составе). Несмотря на пару вокальных огрехов, вполне объяснимых премьерным волнением, Онегин в этой истории есть — обладающий шармом, думающий и сомневающийся, переходящий от предчувствия любви (Татьяна на момент знакомства с ним действительно неприлично молода, вспомните Пушкина, его совет не считать «предрассуждений, которых не было и нет у девочки в тринадцать лет!») к исступлённой страсти, которой в этой жизни, увы, не суждено… 

Хороши обе Ольги (Марина Годулян и Екатерина Цымбалюк), Ленские (заслуженный артист Украины Владислав Горай и Олег Злакоман), моложавые князья Гремины (Сергей Узун и Виктор Шевченко) и, конечно, блёсточкой спектакля являются куплеты француза Трике (Сергей Красных, Андрей Перфилов), которые зал встречает овациями на контрасте с грустно и отрешённо выдавливающей благодарную улыбку именинницей — Татьяной.

 

Суждено ли осуществиться полноценной постановке «Евгения Онегина» в нашей опере в ближайшее время? Хотелось бы. Но если эта постановка окажется, упаси Бог, «радикальной» и «европейской», то лучше ограничиться достойным концертным вариантом, которым театр уже располагает.

Фото: Леонид Бендерский

Автор: Мария Гудыма

4
Скачивайте мобильное приложение ТАЙМЕРА для вашего мобильного телефона на iOS или Android!

Новости партнёров:

Видео

«Нулевой тайм»: одесские футбольные фанаты атаковали болельщиков «Манчестер Юнайтед»

Вечером 8 декабря перед матчем луганской «Зари» и «Манчестер Юнайтед» на одесском стадионе «Черноморец», в парке Шевченко колонну британских болельщиков атаковали местные футбольные хулиганы.