Главная / Неформат

Хроника дня

«Улитка и черепаха — это одно и то же». Одесский ТЮЗ бредит вдвоём с Ионеско

Не абсурднее нашей реальности.

И снова театральное лакомство в виде открытых читок, прохладный дворик Театра юного зрителя имени Юрия Олеши, снова отличная драматургия. На сей раз добро пожаловать в театр абсурда, который отечественная сцена понемногу начала осваивать в конце восьмидесятых, не подозревая, что скоро все эти парадоксы станут грубым, неиллюзорным реализмом.

И правда, начитавшись новостей о каких-то заразных летучих мышах и панголинах, необходимости носить намордник и расстреливать автобусы с согражданами, небывалых открытиях в области истории (это вообще отдельная тема), можно тронуться умом, что со многими нынче и происходит. А великий драматург Эжен Ионеско давно уже сделал прививку своими абсурдистскими пьесами, особенно это касается «Бреда вдвоём».

«Улитка и черепаха — это одно и то же». Одесский ТЮЗ бредит вдвоём с Ионеско

«Разве улитка и черепаха не прячутся в свой домик? Разве черепаха, как и улитка, не медлительна? Разве она не покрыта слизью? Разве у неё не короткое туловище? Разве это не маленькая рептилия? Вот я и доказала. Разве не говорят "со скоростью черепахи" и "со скоростью улитки"? Разве улитка, то есть черепаха, не ползает? Ну вот видишь, это то же самое, что черепаха», — изрекает героиня пьесы, чей халат «говорит о былом кокетстве», а сама она вполне могла бы вести онлайн-уроки для современных школьников по зоологии.

«Улитка и черепаха — это одно и то же». Одесский ТЮЗ бредит вдвоём с Ионеско

Стоп, а кто сказал, будто равно оклеветанные мировыми СМИ летучая мышь и панголин — не одно и то же?

Актриса ТЮЗа Елена Нагаева, будучи режиссёром-постановщиком чеховских читок, отвела себе заметную роль, здесь же ушла с головой в режиссуру, отдав все реплики коллегам. Получился бред даже не вдвоём, а втроём, ибо есть третий персонаж, он произносит авторские ремарки, порой весьма настойчиво, с нажимом и сарказмом («Да пауза! Пауза, пауза!»), а ещё олицетворяет соседей и солдат, которых так не желают видеть в своей комнатке герои, но что же делать, если всё вокруг падает и рушится, «с улицы слышен шум, истошные крики, выстрелы» (в реальности тюзовского дворика — ещё и завывания автомобильной сигнализации).

Этот третий персонаж поручен Надежде Марченко, облачённой в мужской костюм (мы уже видели её в этаком гендерном мерцании в спектакле «Клятвенные девы», но там совершенно иной посыл, здесь собирательный образ судьбы, рока, войны, это воплощённые «они», которые не «мы», и встреча с «ними» ничего хорошего не сулит).

«Улитка и черепаха — это одно и то же». Одесский ТЮЗ бредит вдвоём с Ионеско

«Улитка и черепаха — это одно и то же». Одесский ТЮЗ бредит вдвоём с Ионеско

«Улитка и черепаха — это одно и то же». Одесский ТЮЗ бредит вдвоём с Ионеско

А кто здесь — «мы»? В ком узнаём себя?

Женщину в говорящем о былом кокетстве халате играет Тереза Заурбекова, новое пополнение труппы и её новое украшение. Из её красивого ротика все эти софизмы о черепахе и улитке вылетают с пулемётной скоростью, убедительно, «по Станиславскому» (что для театра абсурда вовсе не обязательно). Тереза молода и энергична, как и Алексей Межевикин, играющий мужского персонажа (говорят, в европейском театре подумывают размыть гендер до абсурда, вот уже и на кинофестивалях перестают выдавать призы за лучшую мужскую и лучшую женскую роль, Ионеско нервно курит в сторонке).

«Улитка и черепаха — это одно и то же». Одесский ТЮЗ бредит вдвоём с Ионеско

«Улитка и черепаха — это одно и то же». Одесский ТЮЗ бредит вдвоём с Ионеско

«Улитка и черепаха — это одно и то же». Одесский ТЮЗ бредит вдвоём с Ионеско

«Улитка и черепаха — это одно и то же». Одесский ТЮЗ бредит вдвоём с Ионеско

Совершенно необязательно, чтобы герои были «немолоды», как указано автором, семнадцать лет вместе — ну и что, по нынешним меркам это одно мгновение. Зрителю хочется смотреть на молодых любовников, смешны постельные кривляния артистов, достигших возраста, когда впору играть пьесу «Уходил старик от старухи». В нашем случае присущие молодости страсти выстраивают вокруг любовников некий прозрачный кокон, защищающий от мира, где не стихают выстрелы и взрывы. Валясь в порыве страсти на планшет сцены, герои лукаво смотрят в зал, дескать, что ещё тут за непрошеные соглядатаи? Но красиво же и грациозно! «Обольститель!» — восхищаясь и негодуя, бросает женщина в лицо своему мужчине. Ведь не просто же так она бросила благополучного мужа-матрасника, вот пригодились бы сейчас эти матрасы заложить окна и двери!

«Улитка и черепаха — это одно и то же». Одесский ТЮЗ бредит вдвоём с Ионеско

«Улитка и черепаха — это одно и то же». Одесский ТЮЗ бредит вдвоём с Ионеско

«Улитка и черепаха — это одно и то же». Одесский ТЮЗ бредит вдвоём с Ионеско

«Улитка и черепаха — это одно и то же». Одесский ТЮЗ бредит вдвоём с Ионеско

«Улитка и черепаха — это одно и то же». Одесский ТЮЗ бредит вдвоём с Ионеско

«Улитка и черепаха — это одно и то же». Одесский ТЮЗ бредит вдвоём с Ионеско

Объятия любимого человека ещё никого не защитили от пуль, прошивающих насквозь убежище мужчины и женщины, которым только и остаётся, что положиться на судьбу, ведь войны тоже не длятся вечно…

Конец уличных боёв чреват демонстрациями, народными гуляниями, но что же будет с многострадальным домом, где в страхе прячется парочка, которая не лезла в политику и не вмешивалась в дела озабоченных захватом власти?

«Улитка и черепаха — это одно и то же». Одесский ТЮЗ бредит вдвоём с Ионеско

«Улитка и черепаха — это одно и то же». Одесский ТЮЗ бредит вдвоём с Ионеско

«Мастера теперь не найдёшь, они все на празднике. Они развлекаются, а у нас нет крыши над головой. То они не могли выполнять свои обязанности из-за войны, теперь из-за мира, а результат один. И в том и в другом случае их никогда нет там, где нужно», — говорит герой Межевикина, а зал прячет усмешку, абсурд нашей жизни, самый что ни есть реализм!..

«Улитка и черепаха — это одно и то же». Одесский ТЮЗ бредит вдвоём с Ионеско

Будем следить за афишами — читку могут повторить, а в идеале хорошо бы довести до премьеры полноценной постановки. После «Удивительного случая» по Хармсу и Введенскому это уже второй пример обращения Одесского ТЮза к абсурдистской драматургии, с 2014 года по 2020-й — не слишком часто, а нынче, как выяснилось, такие пьесы весьма актуальны.

 

 

 

Автор: Мария Гудыма
Фото: Пётр Катин

18
Подписывайтесь на наш канал в Telegram @timerodessa (t.me/timerodessa) - будьте всегда в курсе важнейших новостей!
Чтобы оставить комментарий, авторизируйтесь через свой аккаунт в

Загрузка...

Видео

Об операции по подъёму Delfi рассказали на специальной пресс-конференции

11 сентября в Одессе состоялась пресс-конференция, на которой представители осуществлявших эвакуацию танкера Delfi компаний рассказали подробности операции.

Инфографика



перекредитування онлайн позик
Загрузка...