Главная / Неформат

Хроника дня

«В сердце пылает грозное пламя»… Новый «Трубадур» Одесской оперы отправляется в Европу

Леонора, пей до дна!

Свершилось: в Одесском национальном академическом театре оперы и балета заново поставили оперу Джузеппе Верди «Трубадур» силами международной команды из Украины, Германии и Нидерландов. И дело не только в том, что новому «Трубадуру» путь лежит на европейские гастроли. Одессе давно нужен был именно такой спектакль — без лишних завитушек и громоздких нарядов, чинно шагающего рядами хора (только цыгане в прежней постановке вносили кое–какое оживление). Но и новомодных перехлёстов тут нет. Есть главное: поучительная история их прошлого, актуальная и сегодня.

«В сердце пылает грозное пламя»… Новый «Трубадур» Одесской оперы отправляется в Европу

Ну как история, либретто достаточно запутано в плане нарратива. Цитирую консерваторский учебник Друскина: «Даже при его (либретто — прим. авт.) внимательном чтении остаётся неясным, кто из детей был украден, кто сожжён, и, следовательно, кто является подлинным представителем рода графа Луна. Каким образом Манрико, воспитанный цыганами, чтобы завоевать любовь Леоноры, становится трубадуром? Почему среди цыган он окружён таким почётом? Каким образом он получает от испанского короля высокий чин и по его приказу защищает замок Кастеллор, к тому же совместно с цыганами?..»

И правда, на эти вопросы нет ответа. Зато какие повороты сюжета! Не мог же цыганский парень петь благородной красотке «Выкраду вместе с забором» или «Леонора, пей до дна!». Манрико под лютню (в роли лютни — спрятанная за сценой арфа) поёт любимой серенады, а судя по тому, что пол в её девичьей спальне усеян рукописями стихов, трубадур на правильном пути, поэзия помогла ему свести с ума прекрасную Леонору (Анна Литвинова), она даже напевает, лёжа на постели и обложившись письмами… Гримёры постарались придать облику Олега Злакомана (Манрико) цыганские черты (хотя, скорее всего, он испанский граф, похищенный в младенчестве цыганами), а «трубадурский» костюм дополнен дерзко–диковатой меховой жилеткой: галантный поэт способен, как выяснится позже, идти в бой и вести за собой толпу. Художник по костюмам Улли Кремер (Германия) подошёл к одеянию каждого персонажа (только если это не солдат) индивидуально. Кульминация развития образа Манрико — в знаменитой стретте Di quella pira («В сердце пылает грозное пламя»), и за неё Злакоману зал устроил овацию.

«В сердце пылает грозное пламя»… Новый «Трубадур» Одесской оперы отправляется в Европу
Анна Литвинова (Леонора)

«В сердце пылает грозное пламя»… Новый «Трубадур» Одесской оперы отправляется в Европу

Красивейшие голоса продемонстрировали на премьере и Анна Литвинова, и Марина Годулян (Азучена), и гость из Румынии Василий Кишу (граф ли Луна), и Виктор Шевченко (Феррандо), и Александр Прокоповиц (дерзкий цыган Рюиц в его исполнении — верный друг и отважный сокол, реющий над полем битвы, обычно такие долго не живут, но странное либретто поможет ему пережить Манрико).

«В сердце пылает грозное пламя»… Новый «Трубадур» Одесской оперы отправляется в Европу
Марина Годулян (Азучена)

«В сердце пылает грозное пламя»… Новый «Трубадур» Одесской оперы отправляется в Европу
Олег Злакоман (Манрико) и Александр Прокоповиц (Рюиц)

«В сердце пылает грозное пламя»… Новый «Трубадур» Одесской оперы отправляется в Европу
Василий Кишу (граф ли Луна)

«В сердце пылает грозное пламя»… Новый «Трубадур» Одесской оперы отправляется в Европу
Виктор Шевченко (Феррандо)

За дирижёрским пультом стоял заслуженный артист Украины Игорь Чернецкий, для которого материал «Трубадура», конечно же, не нов, но всё же работа оказалась не совсем привычной. Декорации, которые придумал художник Карел Спангак (Нидерланды), это театр в театре, сцена на сцене, удивительным образом выстроенная из панелей, сообщающая пространству дополнительную гулкость. Это суровый мир замков и церквей, где подобных Леоноре красавиц норовят постричь в монахини, цыганского табора под открытым небом, где можно тут же раздуть меха и стучать по наковальне, греясь возле бочек с открытым огнём (пожарники театра — бравые ребята!).

«В сердце пылает грозное пламя»… Новый «Трубадур» Одесской оперы отправляется в Европу

«В сердце пылает грозное пламя»… Новый «Трубадур» Одесской оперы отправляется в Европу

И, конечно, сцена в тюрьме, где томятся уже порядком окровавленные после пыток Манрико и его приёмная мать Азучена, где выпьет до дна флакончик с ядом Леонора, надеясь не дожить до того момента, когда влюблённый в неё граф ди Луна отпустит Манрико и придёт за позорной расплатой к ней… Как это часто бывает у Верди, персонажи в ритме меланхоличного вальса красиво бредят о возможности обрести былое счастье на природе, в горах или в долине, вдали от идиотских братоубийственных сражений, либо просто от злобного социума, которое корёжит, когда хоть кому-то спокойно и хорошо.

«В сердце пылает грозное пламя»… Новый «Трубадур» Одесской оперы отправляется в Европу

«В сердце пылает грозное пламя»… Новый «Трубадур» Одесской оперы отправляется в Европу

«В сердце пылает грозное пламя»… Новый «Трубадур» Одесской оперы отправляется в Европу

Режиссёр Тило Райнхард (Германия) так увлёкся возможностями наших артистов, что напридумывал для них много интересного, и хор — далеко не исключение: даже в лагере солдат, в строю, каждый персонаж заметен. Идя в монастырь, Леонора только у алтаря решается расстаться с гитарой, символизирующей для неё поэзию любви, отдаёт её наперснице–камеристке Инес; пособники графа ди Луна звереют от вида крови и готовы распять даже старую цыганку с наглыми ухмылками; два солдата затевают между собой кулачную битву (исход предрешён режиссёром, но, наверное, побеждённому стоит позволить иногда и выиграть!).

«В сердце пылает грозное пламя»… Новый «Трубадур» Одесской оперы отправляется в Европу

«В сердце пылает грозное пламя»… Новый «Трубадур» Одесской оперы отправляется в Европу

«В сердце пылает грозное пламя»… Новый «Трубадур» Одесской оперы отправляется в Европу

В планах международной творческой команды — постановки на одесской сцене оперы «Богема» Джакомо Пуччини и сценической кантаты «Кармина Бурана» Карла Орфа. Будем слушать и смотреть! А в начале ноября театралов ожидает обновлённая «Травиата», впрочем, это уже совсем другая история...

 

 

Автор: Мария Гудыма
Фото: Юрий Литвиненко

1 16
Подписывайтесь на наш канал в Telegram @timerodessa (t.me/timerodessa) - будьте всегда в курсе важнейших новостей!
Чтобы оставить комментарий, авторизируйтесь через свой аккаунт в
Сивоглаз Виталий Сивоглаз Виталий

Вот некоторые выдержки из статьи М. Гудымы:
«…греясь возле бочек с открытым огнём (пожарники театра — бравые ребята!). »
«…Александр Прокоповиц (дерзкий цыган Рюиц в его исполнении …»
«Художник по костюмам Улли Кремер (Германия) подошёл к одеянию каждого персонажа (только если это не солдат) индивидуально. »
Хочу напомнить, что Улли Кремер не он, а она.
Так что глагол «подошёл» надо заменить на «подошла».
Далее. Солист исполнивший партию Рюица –А. Прокопович. В конце «Ч».
Ну и конечно у нас в театре пожарники театра –бравые ребята!
Но открытого огня на сцене нет и быть не может!

Ответить 0

????????...

Видео

Спасатели работают на месте пожара в Одессе

На улице Троицкой, 25 продолжают разбирать завалы на месте пожара в доме Асвадурова, где находились экономико-правовой колледж и ряд других организаций.

Пожар на Троицкой

Инфографика



????????...