Главная / Неформат

Хроника дня

«Ванилька», «Саламандра» и звуковые абстракции: Одесса дважды переночевала с новой музыкой

Тембры важны, как и тексты.

В Одесской филармонии завершился 24-й международный фестиваль современного искусства «Два дня и две ночи новой музыки». Штатная полуночница ТАЙМЕРА Мария Гудыма сориентировалась в насыщенной программе.

Новая академическая музыка может вызывать споры, нравиться или нет, но уже почти четверть века в апреле к нам едут музыканты со всего мира, чтобы представить свою программу и в обязательном порядке исполнить сочинение украинского композитора. На сей раз в фестивале приняли участие более 50 музыкантов из 30 стран мира, которые в режиме нон–стоп удивляли не только материалом и его исполнением, но и попытками театрализации, использованием мультимедийных инсталляций. Впрочем, на концерте–прелюдии в Большом зале Одесской Национальной музыкальной академии имени Антонины Неждановой обошлись только скрипкой и фортепиано, отдавая дань памяти основателя украинской классической музыки Бориса Николаевича Лятошинского. Отмечая 50 лет со дня его смерти, известный львовский композитор и пианист Александр Козаренко и народная артистка Украины, скрипачка Лидия Шутко исполнили программу из прелюдий и сонат Лятошинского, начав с наиболее популярной «Траурной прелюдии». Такая музыка ещё недавно по историческим меркам считалась новаторской.

«Ванилька», «Саламандра» и звуковые абстракции: Одесса дважды переночевала с новой музыкой
Александр Козаренко

«Ванилька», «Саламандра» и звуковые абстракции: Одесса дважды переночевала с новой музыкой
Лидия Шутко и Александр Козаренко

Не чуждались классики авангарда и постоянные участники — Бернхард Вульф и его ансамбль перкуссионистов из Фрайбурга («Туше» Винко Глобокара по мотивам «Жизни Галилея» Бертольта Брехта написано в 1963 году и в разные годы звучало на фестивале, в этом году публика услышала блестящую интерпретацию Бертрана Гурди). Играли на всём, что может звенеть или скрипеть вплоть до воздушных шариков. Порадовал исканиями в области джаза и песенной лирики ансамбль «Нойе Мюзик Цюрих» (Швейцария). Тембры тембрами, но хорошую поэзию ещё никто не отменял, музыка и тексты Анны Трауфер стали для нашей публики приятным открытием: оказывается, поэтика женской души совсем не отвергается новой музыкой.

«Ванилька», «Саламандра» и звуковые абстракции: Одесса дважды переночевала с новой музыкой
Ансамбль «Нойе Мюзик Цюрих»

«Ванилька», «Саламандра» и звуковые абстракции: Одесса дважды переночевала с новой музыкой
Бернхард Вульф и Кармелла Цепколенко

Традиционно на фестивале присутствовали баянисты: давшая мастер-класс и принявшая участие в концертах Снежана Нешич, великолепный Роман Юсипей, который не польстился на электронику, разве что воспользовался колокольчиками в пьесе Александра Щетинского «Всякому городу нрав и права», а прелестную минималистскую пьесу Дарьи Маминовой «Ванилька» исполнил средствами одного лишь баяна.

«Ванилька», «Саламандра» и звуковые абстракции: Одесса дважды переночевала с новой музыкой
Ансамбль «Мозаика»

Современным слушателям на заметку: «ванильками» называют молодых девушек, которые любят Лондон и Нью-Йорк (это заметно по надписям на маечках), «глубокомысленные» высказывания, цитат, обладающих по их мнению глубочайшим смыслом, фотографируют зеркальными фотоаппаратами и делают в своих блогах записи, героем которых становится какой–нибудь симпатичный парень. Очень милые и нежные создания! И в музыке это подчёркивается деликатными, шуршащими пассажами.

А если говорить о классике, то очень интересно прозвучала в исполнении Юсипея Симфония духовых инструментов Игоря Стравинского — хоть великий композитор и не писал для баяна, но в транскрипции Леонида Грабовского это сочинение замерцало новыми красками. Публика, «ночевавшая» в нижнем фойе филармонии, пришла в восторг.

Большому певцу в фойе тесно, нужна большая сцена, чтобы развернуть грандиозное действо! Приезд Руперта Бергманна, бас-баритона из Австрии — это всегда праздник для музыкальной Одессы и первый концерт, в котором он принимал участие, носил название «Наша память» и был посвящён 70-летию образования государства Израиль. Звучала музыка еврейского композитора Эллы Мильх-Шерифф, «Песни кабаре» (аккомпанировала на рояле Марина Перепелица), Канцонетта Карла Кона под аккомпанемент баянистки Валентины Солоненчук.

«Ванилька», «Саламандра» и звуковые абстракции: Одесса дважды переночевала с новой музыкой
Валентина Солоненчук

И завершило этот блок очень серьёзное произведение Виктора Ульмана, известного австрийского композитора еврейского происхождения, которого в 1944 году сожгли в Освенциме. Даже находясь в концлагере, он продолжал писать музыку, и в Одессе было исполнено его последнее произведение «Жизнь и смерть корнета Кристофа Рильке» — это предок известного поэта двадцатого века Райнера Марии Рильке (аккомпанировал на рояле Александр Перепелица).

«Ванилька», «Саламандра» и звуковые абстракции: Одесса дважды переночевала с новой музыкой
Руперт Бергманн

«Ванилька», «Саламандра» и звуковые абстракции: Одесса дважды переночевала с новой музыкой
Алексей Лупашко (вибрафон)

«Ванилька», «Саламандра» и звуковые абстракции: Одесса дважды переночевала с новой музыкой
Мария Костина (флейта)

«Ванилька», «Саламандра» и звуковые абстракции: Одесса дважды переночевала с новой музыкой
Дарья Чорба (флейта)

Во второй фестивальный вечер Руперт блеснул певческим и актёрским талантом в мини–моно–операх одесских композиторов Юлии Гомельской («Есенин–пастель») и Людмилы Самодаевой («Саламандра»). О «Саламандре», до этого не звучавшей ни разу в Одессе и в Украине, стоит рассказать особо: написанная на текст мексиканского поэта Октавио Паса, она отразила не только загадочную тему саламандры как мистического животного, матери всего сущего и повелительницы огня, но и влюблённость Людмилы в Мексику, где она жила не один год. Кроме экзотического экранного видеоряда публика любовалась пианисткой Мариной Перепелицей в облике саламандры, всё было необычно — грим на лице в виде силуэта маленькой ящерки, мексиканский барабанчик и струны фортепиано, звучавшие подобно арфе.

«Ванилька», «Саламандра» и звуковые абстракции: Одесса дважды переночевала с новой музыкой
Марина Перепелица в облике саламандры

Из экзотической страны к нам прибыл и чилиец Борис Альворадо, композитор, чьи сочинения звучали на фестивале, а ещё на мастер-классе он поделился своим пониманием роли новой академической музыки: «Моя позиция состоит в том, что музыка — это вид идиомы (диалекта, языка), при помощи которого я пытаюсь коммуницировать с аудиторией. Абстрактная музыка открывает дверь ощущениям, убирает страх не понять замысел композитора. В каком–то смысле моя музыка – это новая логика. Для меня важны собственно звук, вибрация».

«Ванилька», «Саламандра» и звуковые абстракции: Одесса дважды переночевала с новой музыкой
Борис Альворадо

Сколько композиторов и исполнителей — столько и миров, и космическая круговерть «2Д2Н» затягивает, но вот и финал, последние звуки. Через год на юбилейном фестивале продолжим…

«Ванилька», «Саламандра» и звуковые абстракции: Одесса дважды переночевала с новой музыкой
Евгений Громов

«Ванилька», «Саламандра» и звуковые абстракции: Одесса дважды переночевала с новой музыкой
Ансамбль Senza Sforzando

«Ванилька», «Саламандра» и звуковые абстракции: Одесса дважды переночевала с новой музыкой
Кларнетист Владимир Гитин

«Ванилька», «Саламандра» и звуковые абстракции: Одесса дважды переночевала с новой музыкой
Сопрано Татьяна Муляр

«Ванилька», «Саламандра» и звуковые абстракции: Одесса дважды переночевала с новой музыкой

«Ванилька», «Саламандра» и звуковые абстракции: Одесса дважды переночевала с новой музыкой

«Ванилька», «Саламандра» и звуковые абстракции: Одесса дважды переночевала с новой музыкой

«Ванилька», «Саламандра» и звуковые абстракции: Одесса дважды переночевала с новой музыкой

Автор: Мария Гудыма
Фото: Лев Райзман

21 1
Подписывайтесь на наш канал в Telegram @timerodessa (t.me/timerodessa) - будьте всегда в курсе важнейших новостей!
Чтобы оставить комментарий, авторизируйтесь через свой аккаунт в

????????...

Видео

Рейдерский захват «Копейки» на Паустовского: как это было

Очевидцы обнародовали в интернете видео захвата помещений универсама «Копейка» на улице Паустовского.

1


????????...