Главная / Неформат

Хроника дня

Весенний бык, гигант мысли, отец русского футуризма. Музей современного искусства Одессы представляет «Вторую гастроль Бурлюка»

«Я — светорыцарь листьев клейких…».

Произведения Давида Бурлюка из частных коллекций до 30 мая представляет МСИО (Белинского, 5). Штатный арт-критик ТАЙМЕРА Мария Гудыма побывала в другом измерении.

Весенний бык, гигант мысли, отец русского футуризма. Музей современного искусства Одессы представляет «Вторую гастроль Бурлюка» 

Директор МСИО Семён Кантор всерьёз не верит в легенду о том, что Бурлюк посещал Одессу в шестидесятых, приехав из Америки, но верить-то хочется… Надо сказать, масштаб личности отца русского футуризма куда явственнее проступает в его стихах, например, в стихотворении «Весенний бык», написанном в 1924 году:

Весенним соком упоённый,
Прозрачной встреченный фатой,
Я ныне осязаю звоны
Спелёнатые высотой —
Я — светорыцарь листьев клейких,
Себя почувствовал быком,
Ушедшим вдруг из зимнекелейки,
Травы зеленожрущим ком!
 
Вообразил: надволжской фермой,
Облокотившейся на бык,
Когда разливабунтом нервно
Свободу Каспия добыть…
Весной послушные забавы,
Что фантазийные легки;
Как с мыком рвутся чрез канавы
Листвой пронзённые быки…


Картины художника разных лет, в основном написанные маслом на картоне, расположены в экспозиции вместе с распечатанными стихами, в отдельной витрине—архивные материалы. Бунтарство и пощёчины общественному вкусу — это хорошо, пока не начинаются настоящие социальные катаклизмы, в которых творцу становится весьма неуютно. Жизнь Бурлюка побросала и забросила в уютную гавань, но уже на другом континенте. Наряду со смелыми экспериментами в области супрематизма (коллаж из деревянных чурбачков разной формы) и сюрреализма («Адам и Ева») Бурлюк создавал наивные композиции («Рыбная ловля»), спокойные пейзажи («Флорида») и цветочные натюрморты («Астры на берегу моря»).

Весенний бык, гигант мысли, отец русского футуризма. Музей современного искусства Одессы представляет «Вторую гастроль Бурлюка»

Весенний бык, гигант мысли, отец русского футуризма. Музей современного искусства Одессы представляет «Вторую гастроль Бурлюка»

Весенний бык, гигант мысли, отец русского футуризма. Музей современного искусства Одессы представляет «Вторую гастроль Бурлюка»

Весенний бык, гигант мысли, отец русского футуризма. Музей современного искусства Одессы представляет «Вторую гастроль Бурлюка» 

«И я Нью-Йорк воткнул себе в петлицу!» — эмоционально воскликнул поэт в конце двадцатых, но на самом деле сам стал полевым цветком в бутоньерке Нью-Йорка. Его идеи в изобразительном искусстве развивал весь мир, а он посвящал жене Марусе смешные и трогательные картинки, где она представала большеголовой девочкой в разных ситуациях из сельского быта.  

«С 15 по 19 января 1914 года в Одессе не состоялся скандал, которого все с замиранием сердца ждали, — рассказывает куратор выставки и коллекционер Евгений Деменок. — Гастроль легендарных (в современной терминологии "одиозных") футуристов Давида Бурлюка, Владимира Маяковского и Василия Каменского оказалась отличным выступлением талантливых, молодых и, поэтому, смелых поэтов. Прошло время, и за 5 лет Давид Бурлюк, создавший как эту гастроль, так и сам русский футуризм, объездил в одиночку и в компании своих друзей поэтов и художников почти всю распадающуюся Россию, оставляя после себя очаги нового искусства.

В 1920 году художник Бурлюк покорил Японию (между прочим, вместе с Виктором Пальмовым — в будущем одним из самых известных украинских художников-авангардистов) и создал там очередной футуристический очаг. Однако чрезмерно задерживаться под восходящим солнцем он не собирался и в 1922 году оказался в США, где и провел оставшиеся 45 лет, став вполне успешным и респектабельным художником, создающим узнаваемый, несколько наивный мир.

Всю свою эмигрантскую жизнь Давид Бурлюк мечтал вернуться на Родину или, по крайней мере, свободно бывать в ней. Не зря украинские сельские пейзажи, Казак Мамай и Маруся в хусточке регулярно появлялись в его произведениях. Однако советской культуре он был не нужен. И только в конце ХХ века произошёл возврат Бурлюка на Родину».

Весенний бык, гигант мысли, отец русского футуризма. Музей современного искусства Одессы представляет «Вторую гастроль Бурлюка»

Весенний бык, гигант мысли, отец русского футуризма. Музей современного искусства Одессы представляет «Вторую гастроль Бурлюка»

Весенний бык, гигант мысли, отец русского футуризма. Музей современного искусства Одессы представляет «Вторую гастроль Бурлюка»

Весенний бык, гигант мысли, отец русского футуризма. Музей современного искусства Одессы представляет «Вторую гастроль Бурлюка»

Коллекционерами Евгением Деменком и семьёй Волошун предоставлено более 50 произведений художника. Сейчас ведутся переговоры об экспонировании уникальных произведений японского периода. 

Напомним, что Давид Давидович Бурлюк учился в Одесском художественном училище дважды — в 1900-1901 и в 1910-1911 годах (именно в этот период он жил на Преображенской, где на стене дома под номером 9 в прошлом году по инициативе и на средства Деменка была установлена мемориальная доска). Салоны Издебского в своё время воспринимались как подлинно революционные события в искусстве. Сама фамилия Бурлюк (отец русского футуризма имеет польско-украинские корни) говорила о бурлящей силе, среди друзей-футуристов возникли неологизмы «бурлюкать», «бурлюкание», «бурлюще».

Весенний бык, гигант мысли, отец русского футуризма. Музей современного искусства Одессы представляет «Вторую гастроль Бурлюка»

Весенний бык, гигант мысли, отец русского футуризма. Музей современного искусства Одессы представляет «Вторую гастроль Бурлюка» 

«Спустя 106 лет после Салонов Издебского Бурлюк возвратился в Одессу, если не считать выставки в 2014 году, говорит Деменок. Футуристом он стал неожиданно для самого себя, оседлал эту волну…».

Весенний бык, гигант мысли, отец русского футуризма. Музей современного искусства Одессы представляет «Вторую гастроль Бурлюка»

Весенний бык, гигант мысли, отец русского футуризма. Музей современного искусства Одессы представляет «Вторую гастроль Бурлюка»

Узнать побольше об удивительном мире художника и поэта Бурлюка можно, посетив кураторскую лекцию Евгения Деменка, которая состоится 20 апреля в 15:00 в пространстве выставки.

Весенний бык, гигант мысли, отец русского футуризма. Музей современного искусства Одессы представляет «Вторую гастроль Бурлюка»

Весенний бык, гигант мысли, отец русского футуризма. Музей современного искусства Одессы представляет «Вторую гастроль Бурлюка»

Весенний бык, гигант мысли, отец русского футуризма. Музей современного искусства Одессы представляет «Вторую гастроль Бурлюка»

Весенний бык, гигант мысли, отец русского футуризма. Музей современного искусства Одессы представляет «Вторую гастроль Бурлюка»

Весенний бык, гигант мысли, отец русского футуризма. Музей современного искусства Одессы представляет «Вторую гастроль Бурлюка»

Весенний бык, гигант мысли, отец русского футуризма. Музей современного искусства Одессы представляет «Вторую гастроль Бурлюка»

Весенний бык, гигант мысли, отец русского футуризма. Музей современного искусства Одессы представляет «Вторую гастроль Бурлюка»

Весенний бык, гигант мысли, отец русского футуризма. Музей современного искусства Одессы представляет «Вторую гастроль Бурлюка»

Весенний бык, гигант мысли, отец русского футуризма. Музей современного искусства Одессы представляет «Вторую гастроль Бурлюка»

Весенний бык, гигант мысли, отец русского футуризма. Музей современного искусства Одессы представляет «Вторую гастроль Бурлюка»

Весенний бык, гигант мысли, отец русского футуризма. Музей современного искусства Одессы представляет «Вторую гастроль Бурлюка»

Весенний бык, гигант мысли, отец русского футуризма. Музей современного искусства Одессы представляет «Вторую гастроль Бурлюка» 

Автор: Мария Гудыма
Фото: Пётр Катин

25
Скачивайте мобильное приложение ТАЙМЕРА для вашего мобильного телефона на iOS или Android!
Чтобы оставить комментарий, авторизируйтесь через свой аккаунт в

Новости партнёров:

Видео

Видеовзгляд: восход солнца на одесском побережье

Корреспондент ТАЙМЕРА встретил рассвет на берегу Чёрного моря.