Главная / Неформат

Хроника дня

«Виноградная лоза Болгарии», «Мамина кукла» и «Кофейная тема». Одесская художница и её натюрморты

Как Ольга Разинкина вызвала восторг зрителей и зависть коллег.

Выставку живописи под названием «Живые истории неживых вещей» представляет галерея «Жёлтые великаны» (Софиевская, 5а) до 19 июня. Её автор — известная одесская художница и педагог Ольга Разинкина, выпускница знаменитого «худграфа», на сей раз собравшая экспозицию исключительно из натюрмортов.





Более 30-ти работ, выполненных в этом прекрасном жанре, украсили сводчатое пространство галереи, а вообще-то натюрморты Ольги могут преобразить любой интерьер, вдохнуть в него жизнь и обаяние.

С каждым предметом, изображённым на этих холстах, связана какая-то очень личная и тёплая история, будь то кофейная мельница, мамина кукла или старинный клеймёный кирпич.
А тот факт, что Ольга Разинкина является одним из самых ярких представителей южнорусской школы живописи в нашем городе, помогает художнице, не становясь ни в коем случае рабыней натуры, но насыщая пространство картин светом и воздухом, сообщает им доверительный тон, барьера между зрителем и автором не возникает.





Великий Паскаль размышлял: «Какая это странная живопись — натюрморт: она заставляет любоваться копией тех вещей, оригиналами которых не любуешься». Так и есть, привычные обыденные вещи вроде бы не имеют для нас особой ценности, но голландские живописцы, вынося их на свои холсты, придавали им новое значение. Постепенно весь мир научился видеть прекрасное в обычном, всматриваться в вещи и видеть за ними их хозяина или даже создателя.

Ольга верит, что каждый предмет рядом с нами сохраняет отпечатки наших эмоций, ожиданий, ощущений. Натюрморт призван раскрывать внутренний потенциал предметов и рассказывать об их скрытой жизни. Иногда вся эта жизнь замкнута в интерьере («Натюрморт с медным подносом», «В мастерской», «Мамина кукла», «Кофейные мотивы», «Натюрморт со страусиным яйцом», «Рождественский венок», «Новое платье для куклы»), иногда фоном становится пейзаж («Виноградная лоза Болгарии»).





У Ольги пейзажи тоже отменные получаются, но ведь путешествовать нынче нашему человеку трудно, практически невозможно, что бы там ни фантазировали политики. А составить из любимых предметов композицию, написать натюрморт — для этого особых затрат не надо. У каждого художника есть определённый «натюрмортный фонд», можно и позаимствовать предметы у коллег, близких людей, клеймёные кирпичи из остатков стен одесских зданий — особая тема, связанная с домом, очагом.

Сейчас время такое, что хочется затвориться в каморке, в родных стенах, окружить себя любимыми вещицами, хранящими память о предках, и на душе становится чуть легче.
Ироничен «Яблочный джем», где мы видим только подготовку к священнодействию во дворе фонтанской дачи — есть яблоки, есть медный таз, и есть женщина вне пространства натюрморта. Вот отложит кисть и примется чистить яблоки, джем варить…

Высвобождение женской энергетики, море обаяния и тепла. А строгие «Три тюльпана», «Стекло и камень» могли бы украсить любой мужской кабинет, им свойственна лаконичность, даже притчевость.





Впору бы поздравить коллегу с успехом, но несколько художников-мужчин предпочли её уколоть, укорить, слегка маскируя это некрасивое желание поздравительными речами, начиная «за здравие» и заканчивая «за упокой».

«Мне не нравится французское обозначение жанра, "натюрморт", то есть "мёртвая природа", — произнёс на вернисаже живописец Николай Овсейко. — Лучше немецкое "штиль лебен", "тихая жизнь". Вот Ольга и вдохнула жизнь в мёртвую натуру, я желаю ей воплотить это качество в новых работах. Она человек откровенный и выставила здесь всё, не стесняясь ошибок и неудач…».







В таком духе высказались публично ещё пару человек — пусть на их вернисажах найдутся такие же «поздравители». Слегка растерянная Ольга мастерски держала удар. Ей объясняли прилюдно, что окончить карьеру можно и будучи абстракционистом, а перед тем следует показать себя искусным реалистическим живописцем (на самом деле тут нет никакой связи, абстрактное искусство — совершенно особый вид, и никого сейчас не смущает, что великий Кандинский не блистал как рисовальщик, да и не занимается Разинкина абстракцией, она постоянная участница всевозможных пленэров, труженица, воспевающая красоту природы).





Собравшимся было совершенно понятно: выступающие попросту самоутверждаются за счёт коллеги. А один из них, между прочим, нигде серьёзно, кроме народной изостудии, не учившийся, смело мог бы взять у Ольги пару уроков (хотя вряд ли поможет). Он, может быть, не знает, как вертят носами перед его холстами просвещённые эксперты, что при этом говорят, а я как-то была свидетелем…







Конечно, никто не вправе требовать от живописца двадцать первого века фотографической точности письма, скрупулёзности рукоделия, это может быть, а может и не быть, южнорусская школа живописи таким никогда и не страдала, передавая свет, воздух, колорит, настроение…

Обычному зрителю, который придёт на выставку натюрмортов Ольги Разинкиной, глубоко безразлично, достаточно ли густо и правильно положены тени, но если алгоритм оживлённых ею простых (либо экзотичных вроде страусиного яйца или павлиньего пера, не суть) предметов даст толчок воображению, всё сложится. Да и складывается уже. Поклонников у неё хватает, всегда будет хватать, как, впрочем, и завистников.







Фото: Пётр Катин

Автор: Мария Гудыма

21
Скачивайте мобильное приложение ТАЙМЕРА для вашего мобильного телефона на iOS или Android!

Новости партнёров:

Видео

Лузановка с высоты птичьего полёта

На YouTube-канале «Fly od wings», где выкладываются виды Одессы с воздуха, появился ролик, посвящённый Лузановке и району «Молодой гвардии».