Главная / Неформат

Хроника дня

Вместе, но не вместо: Игорь Гусев, Архип Куинджи и другие в одесском музее

Месседж от великих.

До 2 декабря в Художественном музее (Софиевская, 5а) будет работать выставка одесского художника Игоря Гусева, которого сейчас обоснованно называют трендсеттером украинского искусства.

Вместе, но не вместо: Игорь Гусев, Архип Куинджи и другие в одесском музее

Проект хулиганский, на первый взгляд, кое–кто может счесть его троллингом недоброжелателей нового директора музея Александра Ройтбурда: в каждом зале одна картина убрана из экспозиции, а её место заняла почти такая же работа Гусева с чуть размытым в одном фрагменте изображении. Процесс осмотра превращается в увлекательный музейный квест.

Вместе, но не вместо: Игорь Гусев, Архип Куинджи и другие в одесском музее

Вместе, но не вместо: Игорь Гусев, Архип Куинджи и другие в одесском музее

Вместе, но не вместо: Игорь Гусев, Архип Куинджи и другие в одесском музее

А в танцевальном зале, на круглом островке наборного паркета — инсталляция из пустых рам, тоже музейных, только из другого музея, западного и восточного искусства. Красиво! Всему этому есть объяснение.

Вместе, но не вместо: Игорь Гусев, Архип Куинджи и другие в одесском музее

«Как материя искусство конечно, — пишет в аннотации к выставке Анна Алиева. — Оно рассыпается, тлеет, превращается в пыль. Тускнеют краски, бледнеет карандаш. Когда исчезает произведение искусства как предмет, — остаются воспоминания, описания, сравнения, идеи. Они парят, как облака в небе, невесомые, эфемерные, ускользающие. Об этих процессах размышляет современный одесский художник Игорь Гусев, он прошёл путь становления от панк–искусства новой волны 1990-х к постромантическим рефлексиям о новых медиа. Осенью 2018 года Гусев представляет персональный проект "Transmuseum", который экспонируется в залах классического искусства Одесского художественного музея. Инсталляция Игоря Гусева, которая находится в центре "Transmuseum", — это momento mori материального искусства. Мы видим символический остов произведения на пути распада: тлеющие рамы, какие–то обнажают дерево под золочёной краской, другие — впитывают пыль темных залов трещинами гипса. Произведения искусства трансформируются не только физически, подвергаясь воздействию времени, их смысл мутирует в зависимости от контекста, географии, развития теории искусства, философии… Он стремится превратить конечное в бесконечное, статичное в динамичное, расширить привычные инструменты познания классического искусства».

Вместе, но не вместо: Игорь Гусев, Архип Куинджи и другие в одесском музее

Вместе, но не вместо: Игорь Гусев, Архип Куинджи и другие в одесском музее

Анна права, используя выражение momento mori вместо memento mori (помни о смерти), ведь Игорь, невольно любуясь моментом окончания бытования произведения искусства (сколько раритетов было потеряно в годы войны и прочих социальных катаклизмов!), стремится услышать месседж автора и хотя бы в какой–то степени вновь наполнить опустевшую, словно гнездо, раму.

«В создании живописных произведений Гусев применяет ключевой для своего художественного метода прием растяжения временно–пространственного континуума картины, так называемый глитч-эффект, — читаем дальше у Алиевой. — Метод глитча используют в актуальном искусстве, он базируется на изображении ошибки цифровой передачи, при которой образ деконструируется и распадается на фрагменты, рождая цветовую спектральность. Происходит причудливое искажение визуального поля, которое рождает новую эстетическую категорию цифрового мира».


Гусев и Куинджи с рассеивающимся на глазах облаком, Гусев и Буковецкий, Коровин, Брюллов… И везде распад на цветные полоски, напоминающие штрих-код, возникает не случайно, с иронией и выдумкой, герои полотен словно прорываются сквозь толщу времён, иные пространства — пусть антинаучно, зато высокохудожественно! При прежнем музейном руководстве этот проект не имел шансов быть представленным зрителю. А ведь музейная интервенция — приём хорошо знакомый и одесситам. Вспомним акцию «Ночь в музее», когда в каждую постоянную экспозицию каждого музея совершаются некие вторжения (многие помнят, как музей личных коллекций имени Блещунова помещал среди привычных экспонатов личные вещи, фото и биографии бабушек ныне живущих одесситов), да и концерты, показы мод, перформансы в музейных залах — тоже пример такой интервенции.

Вместе, но не вместо: Игорь Гусев, Архип Куинджи и другие в одесском музее

Вместе, но не вместо: Игорь Гусев, Архип Куинджи и другие в одесском музее

Вместе, но не вместо: Игорь Гусев, Архип Куинджи и другие в одесском музее

Вместе, но не вместо: Игорь Гусев, Архип Куинджи и другие в одесском музее

Конечно, никогда Гусев не мог бы пойти путём китайского художника Ай Вэйвэя, который нанёс на вазу династии Хань логотип Coca-Cola, это же понятно. Игорь совершает музейную интервенцию здорового человека, он делится, собирая пустые рамы, своей болью по поводу утраченного и ни в коем случае не посягает на созданное предшественниками. С упорством герменевтика и энтузиазмом постромантика восстанавливает по крупице смысл и целостность потерянного, ведь рамы-то когда–то тоже были частью одного музейного собрания.

Вместе, но не вместо: Игорь Гусев, Архип Куинджи и другие в одесском музее

История развития музеев в Одессе начинается с 1865–1866 годов, когда были созданы Общество изящных искусств и Музей университета, который действовал как учебно–вспомогательная платформа при историко–филологическом факультете. Основу его собрания составили археологические артефакты, слепки с образцов античной скульптуры, гравюры, живопись. В 20-е годы ХХ века, в связи с реорганизацией университета, коллекция была распределена между тремя городскими музеями: нынешними Музеем археологии, Музеем западного и восточного искусства и Одесским художественным музеем.

Игорь Гусев вновь всё это пытается собрать, а кроме того — спровоцировать зрителя на ещё одну прогулку по музейным залам, шутливый на первый взгляд квест и очень серьёзные раздумья.

Вместе, но не вместо: Игорь Гусев, Архип Куинджи и другие в одесском музее

Вместе, но не вместо: Игорь Гусев, Архип Куинджи и другие в одесском музее

Вместе, но не вместо: Игорь Гусев, Архип Куинджи и другие в одесском музее

Вместе, но не вместо: Игорь Гусев, Архип Куинджи и другие в одесском музее

Вместе, но не вместо: Игорь Гусев, Архип Куинджи и другие в одесском музее

Автор: Мария Гудыма
Фото: Пётр Катин

17
Подписывайтесь на наш канал в Telegram @timerodessa (t.me/timerodessa) - будьте всегда в курсе важнейших новостей!
Чтобы оставить комментарий, авторизируйтесь через свой аккаунт в

????????...

Видео



????????...