Главная / Неформат

 

Хроника дня

Вся планета на Odessa JazzFest: голос Южной Кореи, бас-баритон в руках эдессита и Чайковский на Карибах

Фольклор в аптекарских дозах творит чудеса.

Восемнадцатый Международный джазовый фестиваль Odessa JazzFest показал, каким своеобразным может быть современный джаз, не отрываясь от своих фольклорных корней. Важно, чтобы доза фольклора была аптекарской и джаз всё–таки оставался джазом, не превращаясь в концерт народной музыки. В этот раз пропорция была соблюдена идеально.

Вся планета на Odessa JazzFest: голос Южной Кореи, бас-баритон в руках эдессита и Чайковский на Карибах

В Большом зале Одесской филармонии состоялось два фестивальных концерта по три сета каждый, и вкусная фольклорная «пропитка» присутствовала едва ли не в каждой композиции. Уникальный секстет (пять тромбонистов и один перкуссионист) Lithuanian Trombone Project существует всего два года, а с начала нынешнего года лидер коллектива, тромбонист Витаутас Пилибавичюс привнёс в творчество ансамбля фольклорные нотки. Вернее, пригласил для их привнесения певицу Лорету Сунгайлиене, дипломированного специалиста по этнической музыке, а также известную в Литве теле- и радиоведущую, солистку вильнюсского фольклорного коллектива «Virvytė». Получилось органично! Лорета очень позитивна и артистична, её серебристый голос отлично ложится в канву лирических песен о невесте, завлекающей вильнюсских женихов блинами, встрече весны и зимних катаниях на санях.

Вся планета на Odessa JazzFest: голос Южной Кореи, бас-баритон в руках эдессита и Чайковский на Карибах

Вся планета на Odessa JazzFest: голос Южной Кореи, бас-баритон в руках эдессита и Чайковский на Карибах
Лорета Сунгайлиене

Вся планета на Odessa JazzFest: голос Южной Кореи, бас-баритон в руках эдессита и Чайковский на Карибах

Народные темы звучат в исполнении певицы, а импровизационную составляющую обеспечивают солисты Литовского государственного симфонического оркестра и Литовского национального театра оперы и балета Ремигиюс Гумуляускас, Томас Карка, Паулис Батвинис и Аудрюс Стасюлис плюс мультиинструменталист Робертас Вильчинскас.

Не чужд фольклору оказался и греческий Palette Ensemble/Sokratis Votskos Quartet. Уроженец греческого городка Эдесса (эдессит!), лидер проекта, композитор, саксофонист и кларнетист Сократис Вотскос принимал участие в записи саундтрека к фильму «Последний богатырь» компании Disney, в качестве преподавателя принимал участие в летних музыкальных студиях в испанском Бургосе, записывал лекции для образовательной онлайн–платформы Coursera. Редкий гость на одесской сцене — бас-баритон, он появляется в основном на джаз–фестивалях в руках гостей, и Сократис очень порадовал публику классом игры на этом трудном и грандиозном инструменте. Колоритное звучание народного греческого оркестрика периодически звенело в партиях Сократиса и его партнёров (все они — уроженцы Салоников), пианиста Леандроса Пасиаса, контрабасиста Вагелиса Врачноса (греческий профиль — это о нём) и барабанщика Костаса Анастасиадиса. В репертуаре этих музыкантов — множество стилей, от греческого, балканского, ближневосточного и средиземноморского фольклора до латиноамериканской музыки, джаза и авангарда. В скором времени греков ожидает первый масштабный тур по Европе, судя по всему, он будет успешным.

Вся планета на Odessa JazzFest: голос Южной Кореи, бас-баритон в руках эдессита и Чайковский на Карибах

Вся планета на Odessa JazzFest: голос Южной Кореи, бас-баритон в руках эдессита и Чайковский на Карибах

Сократис Вотскос

Вся планета на Odessa JazzFest: голос Южной Кореи, бас-баритон в руках эдессита и Чайковский на Карибах
Леандрос Пасиас

Сплошной экзотикой оказался южнокорейский электро–фанковый проект Kim Yong Woo & HG FunkTronic. Немало поволновался трубач Брайан Шин, чей багаж потерялся и нашёлся только перед отъездом из Одессы. Хорошо ещё, что трубу музыкант вёз в ручной клади, но приспособления, обеспечивающие особые эффекты, были в багаже. Но и без них ясно было, что это музыкант с блестящей джазовой выучкой! Как и солировавший с ним наравне саксофонист Хионпил Шин. Ди–джейские скретчи обеспечивал DJ Hunter. И снова исполнитель народных песен! Обаятельнейший Ким Йонг Ву обладает техникой пения «сори», она весьма мелодична, и горловые вибрации тоже присутствуют.

Вся планета на Odessa JazzFest: голос Южной Кореи, бас-баритон в руках эдессита и Чайковский на Карибах

Вся планета на Odessa JazzFest: голос Южной Кореи, бас-баритон в руках эдессита и Чайковский на Карибах

Вся планета на Odessa JazzFest: голос Южной Кореи, бас-баритон в руках эдессита и Чайковский на Карибах

Вся планета на Odessa JazzFest: голос Южной Кореи, бас-баритон в руках эдессита и Чайковский на Карибах

Феномен корейского джаза музыкальные критики обозначают термином K-jazz (по аналогии с более известным K-pop). Гости Одесского фестиваля в общем и целом продемонстрировали корейский фанки–фьюжн, где сплавились в нечто новое джаз–роковые элементы, саунд вокодера, ритмы, записанные азбукой Морзе, плюс народные напевы и ди–джей. Греки и корейцы встретились на джем–сейшне в клубе «Ай лав ю, Петрович», и это был взаимообогащающий опыт!


Вся планета на Odessa JazzFest: голос Южной Кореи, бас-баритон в руках эдессита и Чайковский на Карибах

Вся планета на Odessa JazzFest: голос Южной Кореи, бас-баритон в руках эдессита и Чайковский на Карибах

Немецко–австрийский проект Kusimanten, состоящий из певицы Тамары Лукашёвой (одесситка уже 10 лет живёт и работает в Германии), альтистки Мари–Терез Хертель и виолончелистки ДееЛинде. Здесь джаз, скэт, камерная музыка и задорное горловое пение «йодль» плюс украинский мелос дали необычайный эффект! Все участницы вступали в диалог с залом, объявляли номера, и каждая оказалась не чужда пению!

Вся планета на Odessa JazzFest: голос Южной Кореи, бас-баритон в руках эдессита и Чайковский на Карибах

Вся планета на Odessa JazzFest: голос Южной Кореи, бас-баритон в руках эдессита и Чайковский на Карибах
Kusimanten

Украинский фольклор пропитал и творчество немецкого трио Contrast, лидер которого — пианист Юрий Сыч, уроженец Ивано–Франковска. Немного рояля, много электроники и бесподобные ударные — в такой «обёртке» любая коломыйка способна зазвучать космически… Никто не будет отрицать, что музыка Чайковского питалась русской народной, и альбом «Времена года» — отнюдь не исключение. Но одесское трио Алексея Петухова, представляя свой акустический вариант переосмысления шедевра, подбавило жару, словно Чайковский оказался нашим современником и получил возможность зимой полететь на Карибы, где поплясал в тамошнем стиле и погрелся на солнышке…

Вся планета на Odessa JazzFest: голос Южной Кореи, бас-баритон в руках эдессита и Чайковский на Карибах
Алексей Петухов

Вся планета на Odessa JazzFest: голос Южной Кореи, бас-баритон в руках эдессита и Чайковский на Карибах

Вся планета на Odessa JazzFest: голос Южной Кореи, бас-баритон в руках эдессита и Чайковский на Карибах
Юрий Сыч


Вся планета на Odessa JazzFest: голос Южной Кореи, бас-баритон в руках эдессита и Чайковский на Карибах
Участник трио Contrast Тим Рот (контрабас, электроника)

Вся планета на Odessa JazzFest: голос Южной Кореи, бас-баритон в руках эдессита и Чайковский на Карибах

Вся планета на Odessa JazzFest: голос Южной Кореи, бас-баритон в руках эдессита и Чайковский на Карибах

Мир схлопывается, люди и народы становятся всё ближе друг к другу, но при этом интересны именно своим своеобразием. А традиционный американский джаз, как жемчужина мировой культуры, мелькал в немногочисленных отступлениях в область «вечнозелёных» стандартов, которых, наверное, на сцене филармонии могло быть и больше, зато на джем–сейшнах они то и дело цитировались, служили предлогом для общения музыкантов. Не успеем оглянуться, Девятнадцатый джазовый фестиваль начнётся (лишь бы у организаторов не опустились руки!), посмотрим, что изменится в этом тесном уютном джазовом мире.


Автор: Мария Гудыма
Фото: Лев Райзман

21 1
Подписывайтесь на наш канал в Telegram @timerodessa (t.me/timerodessa) - будьте всегда в курсе важнейших новостей!
Чтобы оставить комментарий, авторизируйтесь через свой аккаунт в

????????...

Видео



????????...