Главная / Неформат

Хроника дня

«Я был Петром, сыном Тимофея…». Одесская русская драма занялась «Божьими делами»

Чем сеять ненависть и вражду, лучше говорить о любви.

Премьера новой постановки Одесского академического русского драматического театра «Божьи дела» состоялась, следующие показы назначены на 6 и 27 декабря. Штатная театралка ТАЙМЕРА Мария Гудыма увидела всё собственными глазами.

Сегодня никто не говорит лозунгами и не вызывает демона революции, сегодня театр работает по прямому своему назначению. Стоит поздравить исполнителя — напомним, это моноспектакль, все роли, мужские и женские, исполняет народный артист Украины Олег Школьник. Для артиста это уже третий опыт создания моноспектакля после «Контрабаса» (2002) и «Жизни за 1000» (2009). И самый удачный опыт, тут драматургия замечательно «легла» на личность актёра, как удачно подобранный по фигуре пиджак. Каким-то Школьник был в тех постановках злым, угрюмым, суровым. Ну, теперь всё по-другому.

Артист неотразимо обаятелен в каждом из четырёх образов. Для начала — тексты качественно другие. Никакой отвлечённой болтовни, никакой отчаянной зауми, ведь автор пьесы и постановщик спектакля — Семён Злотников, ясно и чётко мыслящий советский и российский драматург, режиссёр, сценарист, прозаик. Его перу принадлежат такие востребованные хиты, как «Пришёл мужчина к женщине» и «Уходил старик от старухи».

На сей раз речь идёт о любви, вернее, о тех ситуациях, когда посоветоваться можно лишь с Богом — он-то наверняка не осудит и никому не расскажет… И не осудит, потому что милосерд, и сомневаться в этом — грех.

Переговоры о совместной работе завершились, когда в Израиле проходили гастроли нашей русской драмы со спектаклем «Одесса у океана». На тот момент в репертуаре иерусалимского театра «Ноев ковчег» уже имелся моноспектакль «Разговор с Богом» в исполнении Алекса Вингерта на том же материале и с тем же постановщиком (вот бы посмотреть и сравнить!). А знакомство драматурга с артистом Школьником состоялось раньше, в 2008 году на Третьем международном фестивале «Встречи в Одессе».

Выигрышный лотерейный билет не всегда бывает счастливым. А вы не знали? Так узнаете, услышав первый из четырёх монологов о любви — такой подзаголовок своей пьесе даёт сам автор. Для монолога «Лотерейный билет» Олег Школьник заворачивается в огромную шаль, нахлобучивает старомодную до жути шляпку, простодушно распахивает глаза, и перед нами появляется пожившая домохозяйка, которая с глубоко провинциальным говорком рассказывает о подарках мужа. Пушистая кофта сразу душу согрела, от крепких испанских духов голова закружилась, как в молодости…

Зритель разделяет нехитрые радости героини, но вот рассказ коснулся выигрышного лотерейного билета, который принёс семье 20 миллионов 594 тысячи 358 рублей 66 копеек. Муж превращается в скупца, скрывает выигрыш от детей, всё кладёт в банк и не замечает, что его жена страдает, продолжая жить на одну пенсию в ожидании процентов:

«А где мои украшения?.. Где моя молодость?..». Ах да, на днях муж подарил ещё один лотерейный билет. Наверное, счастливый. «Хотите?» — дама протягивает воображаемый билет зрителям, но никто не делает встречного движения. И тогда она «разрывает» его на мелкие кусочки, хватит ей такого «счастья»…

Чтобы перевоплощаться, нужно ведь переодеваться. В иерусалимской постановке, судя по рецензиям, Алекс Вингерт периодически уходит за ширму, а в Одессе Олег Школьник меняет элементы костюмов, находя их тут же на сене — они припрятаны на стремянке, больничной каталке…Сцена практически пустая, Школьник заполняет её переживаниями своих героев. Визуальный образ спектакля «Божьи дела» создавали художник-постановщик Алексей Белоус и художник Ицхак Авербух, над костюмами персонажей работал художник Алексей Лохтин.

Перед публикой появятся не менее интересные персонажи. Герой монолога «Раздвоение личности» — религиозный еврей в шляпе, с пейсами. Он пританцовывает под еврейскую мелодию, но время от времени слышит задорную «Камаринскую», и ноги выписывают совершенно иные, как в знаменитом скетче Жванецкого, «национальные передвижения» (музыкальное оформление спектакля осуществили Евгения Ермакова и Александр Портнов). Для него естественно говорить с Богом и просить его о помощи: «Как я люблю эту женщину! И в то же время ненавижу…».

Он ведь русский, по рождению Пётр Тимофеевич, жена еврейка, пятеро детей, переход в иудаизм, переезд на Землю Обетованную. А счастья нет. Некоторых заставь Богу молиться, они и лоб себе расшибут, и вот теперь муж упрекает свою Юдифь за то, что она много лет назад в браке с ним предала свою веру: «Ну я-то не знал! Но ты-то знала! Теперь я понимаю, почему её родители опустили глаза…». А Юдифи этот зануда уже не по вкусу, ей подавай прежнего, бесшабашного Петра! В кепке, а не в кипе…

В третьем монологе под названием «Лялечка» Школьник перевоплощается в видавшую виды москвичку — парик из белых кудряшек делает образ! После многих неудач и разочарований Лялечка связалась с безработным, да ещё больным, а ведь она и сама стала безработной. Чтобы платить за лечение нахлебника, стала проституткой при сутенёре Галимулле. И чудо произошно!

Колдун исцелил болящего при помощи «пепла кастрированного кота» и плевков в лицо, заявив, что тот был проклят и теперь проклятие снято, а на прощанье предупредил Лялечку: «А теперь ты берегись!».

Здоровый мужчина, как и следовало ожидать, привёл в Лялечкин дом другую женщину. Ну вот что ему ещё надо, она же такая симпатяшка! «И тогда я прокляла его! — мечет громы и молнии блондинка. И теперь он опять умирает. Я люблю его, Боже! Спаси его, Боже!». Вот пойми этих женщин…

В четвёртом монологе пред нами предстал «Маргинал», человек без особых костюмных и речевых характеристик, не нашедший себя в жизни — пристроился было в анатомический театр обмывать покойников, но за странность поведения был изгнан, продавал вещи, посуду, мебель, квартиру, а затем и части тела вплоть до почки и верхней губы.

Но хорошенькая докторша впервые пробудила в нём любовь — и очередную операцию маргинал Олега Школьника громогласно отменяет. Он преображается в лирического героя, который обрёл смысл и жизни и прокричит об этом всему миру! Рука и сердце нужны ему сами понимаете для чего, чтобы предложить любимой. И знаете, настолько убедительным поклонникам не отказывают, видит Бог. Впрочем, Он всё видит. А зрители могут увидеть чудо, творимое актёром на сцене, 6 и 27 декабря.

10
Скачивайте мобильное приложение ТАЙМЕРА для вашего мобильного телефона на iOS или Android!
Чтобы оставить комментарий, авторизируйтесь через свой аккаунт в

Новости партнёров:

Видео

Как это было: дебош участников АТО в одесском парке и их усмирение

12 октября трое пьяных мужчин в камуфляже в парке Шевченко цеплялись к прохожим и всячески провоцировали конфликт. Наконец, они своего добились, но результаты оказались не в их пользу.