Главная / Неформат

Хроника дня

«Я оплакиваю раны, нанесённые Судьбой…» Одесская опера подготовила новую версию Carmina Burana

Европа ждёт!

Одесский национальный академический театр оперы и балета представил новую версию сценической кантаты Карла Орфа Carmina Burana («Песни Бойерна») к 125-летию композитора. Театралы помнят прежнюю версию с прискорбно простой, даже примитивной, не побоимся этого слова, хореографией, зато теперь все компоненты произведения, написанного для солистов, хора, балета и оркестра, находятся в достойном соотношении. Карл Орф считал идеальным симбиоз музыки и театра вне традиционной оперы, и в его самом знаменитом сочинении этот идеал достигнут. В одесской версии — тоже, ведь хор без партитур свободно передвигается по сцене, оперные солисты взаимодействуют с балетными, а танцовщики столь пластичны, что их тела, кажется, поют, а то и кричат!

«Я оплакиваю раны, нанесённые Судьбой…» Одесская опера подготовила новую версию Carmina Burana

«Я оплакиваю раны, нанесённые Судьбой…» Одесская опера подготовила новую версию Carmina Burana

«Я оплакиваю раны, нанесённые Судьбой…» Одесская опера подготовила новую версию Carmina Burana

«Я оплакиваю раны, нанесённые Судьбой…» Одесская опера подготовила новую версию Carmina Burana

Средневековая поэзия в сочетании с авангардной музыкой и современным прочтением вдохновила интернациональную группу из Украины, Бельгии, Нидерландов и Германии, а вскоре после премьеры импресарио Здислав Супеж представит одесскую Carmina Burana в Европе, где её, по его словам, уже ждут с нетерпением. Юбилейный год композитора увеличил количество постановок кантаты по всему миру, и одесская не потеряется на этом фоне. Премьера кантаты состоялась в 1937 году, некоторые нацистские критики окрестили произведение Орфа «дегенеративным», Геббельс назвал «образцом немецкой музыки», но оказалось, что спустя долгие годы к нему возвращаются не по этим причинам. Музыка выше любых ярлыков.

Главный дирижёр ОНАТОБ Вячеслав Чернухо–Волич, режиссёр и хореограф Герард Мостерд создали сплав из музыки и эффектных пластических решений. Мощный философский и мистический посыл кантаты бросает вызов Фортуне, то есть слепой судьбе, чья несправедливость побуждает человека бороться и выживать («O Fortuna, velut luna, statu variabilis» — « О Фортуна, словно луна, ты изменчива… Уже с рождения запущено колесо невзгод и болезней… Я оплакиваю раны, нанесённые Судьбой»).

«Я оплакиваю раны, нанесённые Судьбой…» Одесская опера подготовила новую версию Carmina Burana

«Я оплакиваю раны, нанесённые Судьбой…» Одесская опера подготовила новую версию Carmina Burana

«Я оплакиваю раны, нанесённые Судьбой…» Одесская опера подготовила новую версию Carmina Burana

Сценографом стал Стивен Демедтс, автором видеографического сопровождения — Зибе Кокке, художником по свету — Васко Лисиков, костюмы создала Нэнси Авондтс. Хор и солисты знают свои партии наизусть и находятся в постоянном движении. Главный хормейстер ОНАТОБ Валерий Регрут отмечает, что латынь достаточно сложна для запоминания (как и старонемецкий, который тоже здесь присутствует), но фирменная «пигровская» школа помогла. В представлении участвует также детский хор «Жемчужины Одессы» под управлением Ларисы Гарбуз. На первом премьерном показе выступили солисты оперы Алина Ворох (сопрано), Александр Прокопович (тенор), Богдан Панченко (баритон); артисты балета Лилия Иванова, Полина Калина, Елизавета Матвеева, Анастасия Руднева, Марина Стрижакова, Юлия Темченко, Роман Калин, Константин Лещинский, Кристиан Никулица, Виктор Пелих, Сергей Ткачук. Каждого следует поздравить с творческой удачей!

«Я оплакиваю раны, нанесённые Судьбой…» Одесская опера подготовила новую версию Carmina Burana
«Жемчужины Одессы»

«Я оплакиваю раны, нанесённые Судьбой…» Одесская опера подготовила новую версию Carmina Burana
Алина Ворох

«Я оплакиваю раны, нанесённые Судьбой…» Одесская опера подготовила новую версию Carmina Burana
Александр Прокопович

«Я оплакиваю раны, нанесённые Судьбой…» Одесская опера подготовила новую версию Carmina Burana
Богдан Панченко

Главный дирижёр театра Вячеслав Чернухо–Волич не скрывал восторга от результата (и самого процесса, конечно), а во второй вечер уступил дирижёрскую палочку заслуженному артисту Украины Игорю Чернецкому. Партию сопрано на втором показе исполнила Алина Другак, остальной состав остался неизменным. Образ слабого, не защищённого от ударов судьбы ничем, кроме собственного духа, человека, уступает место всеобщей надежде на лучшее в части «Весна»: на фоне видеопроекций с пробивающимися из–под земли первоцветами всё сущее устремляется в вихре любовной пляски («Счастливое лицо весны повёрнуто к миру, суровая зима теперь бежит побеждённая; одетая цветами, господствует Флора»).

«Я оплакиваю раны, нанесённые Судьбой…» Одесская опера подготовила новую версию Carmina Burana
Алина Другак

«Я оплакиваю раны, нанесённые Судьбой…» Одесская опера подготовила новую версию Carmina Burana

«Я оплакиваю раны, нанесённые Судьбой…» Одесская опера подготовила новую версию Carmina Burana

«Я оплакиваю раны, нанесённые Судьбой…» Одесская опера подготовила новую версию Carmina Burana

Каждое соло публика встречала аплодисментами, Александр Прокопович безупречно передал страдания своего персонажа, жареного лебедя, в знаменитой арии «Olim lacus colueram» («Когда я жил у озера»), а Богдан Панченко перевоплотился в «аббата страны веселья и праздности».





Колесо Фортуны вращается для каждого жителя планеты, то вознося на вершину счастья, то повергая в пучину отчаяния. Но человек способен сквозь слёзы улыбаться, помня, что страдания сменяются наслаждениями, а зима — весной. Что же касается обратного утверждения, то лучше о нём позабыть.

Автор: Мария Гудыма
Фото: Юрий Литвиненко

15 3
Подписывайтесь на наш канал в Telegram @timerodessa (t.me/timerodessa) - будьте всегда в курсе важнейших новостей!
Чтобы оставить комментарий, авторизируйтесь через свой аккаунт в

????????...

Видео

Видеовзгляд: новогодний салют на Думской площади

Наступление 2020 года в Одессе по традиции встретили масштабным фейерверком; те, кто не наблюдали его лично, могут сделать это на видеозаписи ТАЙМЕРА.

Инфографика



????????...