Главная / Неформат

Хроника дня

«Я останусь мужу верной…» Одесская опера получила новую «Мадам Баттерфляй»

Обнять и плакать.

Третий премьерный показ оперы Джакомо Пуччини «Мадам Баттерфляй» Одесского Национального академического театра оперы и балета состоится 21 апреля. Напомним, что новая постановка интернациональной команды импресарио Здислава Супежа приурочена к 115-летию со дня премьеры «Мадам Баттерфляй» в Ла Скала, и в первый вечер партии Чио–Чио–Сан и Пинкертона пели гости — сопрано Хироко Морита и тенор Доменико Менини. Уступив эту миссию гастролёрам, во втором показе на сцену вышли солисты ОНАТОБ Юлия Терещук и Олег Злакоман. Впечатление — ошеломляющее. Вокальное мастерство наших солистов для одесской публики не новость, удивило многих постановочное решение австрийского режиссёра Анатоля Прайсслера, оно как раз и способствует глубине потрясения.

«Я останусь мужу верной…» Одесская опера получила новую «Мадам Баттерфляй»

«Я останусь мужу верной…» Одесская опера получила новую «Мадам Баттерфляй»

Мы же как привыкли? Мы любим, чтобы на сцене было красочно! И поначалу начинаешь тосковать, но вдруг эта аскетичность затягивает и позволяет довериться музыке. Пуччини и так всё раскрасил!

«Я останусь мужу верной…» Одесская опера получила новую «Мадам Баттерфляй»

Театрал со стажем, вице–президент всемирного клуба одесситов Евгений Голубовский так воспринял новую «Мадам Баттерфляй»: «Неожиданное для меня минималистское решение. Практически нет декораций. Конструкция, за которой движутся два бумажных экрана, изображающих циновки. Напоминает Японию? Во всяком случае, не мешает думать о Японии, а ещё — слушать итальянскую музыку… Мне не хватало в этом ригористичном решении театральности. Знаю, что любые советы давать бессмысленно. Вырос в стране советов… И всё же…Задник на сцене мало выразителен. Этот пейзаж не работает. А что, если бы на задник, на экраны-циновки проецировать японские гравюры — Хокусаи, Утамаро, в любовных сценах — японскую эротическую гравюру? Стало бы яснее, что и в Японии дети появляются не от поцелуя… Понимаю, что театр идеей не воспользуется. А жаль…»

При всём уважении, японская эротическая гравюра весьма натуралистична и не предназначена для многократного увеличения, на «Мадам Баттерфляй» ходят с детьми, не самыми маленькими, но всё же… Да и на сцене обязательно присутствует ребёнок во втором акте — очаровательный малыш, родившийся у бывшей гейши в отсутствие отца, американского морского офицера. Так что эротика тут не главное, как оказалось. А копировать Утамаро — заманчиво, но это будет наслаивать новые сюжеты; не факт, что можно будет при этом избежать аляповатости (бич всех спектаклей на либретто, связанные с Востоком). Слушайте, пора уже расчистить немного сценического пространства, сдать в утиль пыльные кулисы и вместе с ними — жуткий густой грим, чудовищный театральный наигрыш. Именно это и получилось у авторов спектакля. А красочность… Япония очень избирательна в этом отношении, тут важно не переборщить.

«Я останусь мужу верной…» Одесская опера получила новую «Мадам Баттерфляй»

«Я останусь мужу верной…» Одесская опера получила новую «Мадам Баттерфляй»

Совсем без эротики в этой истории, конечно, никуда. Поначалу, осматривая свой новый японский дом с раздвижными перегородками, Пинкертон–Злакоман довольно–таки цинично, даже плотоядно окидывает оком и служанку Сузуки, отхлёбывает виски прямо из бутылки. Эту же бутылку вертит, невольно сравнивая с её формами фигуру своей новой временной куколки–жены. Заключил контракт — получай во временное пользование юную красотку и домик. Прервать действие контракта можно в любой момент. Практика «временных жён» была в ходу и у русских офицеров, оказавшихся по службе в Японии. И всё бы хорошо, если бы и вторая сторона точно так же относилась к происходящему... Но романтичный композитор, спроецировав на известный сюжет свою личную любовную драму, поднял до небес тему чистой женской души, поверившей в любовь там, где её и быть не могло.

«Я останусь мужу верной…» Одесская опера получила новую «Мадам Баттерфляй»

«Я останусь мужу верной…» Одесская опера получила новую «Мадам Баттерфляй»

«Я останусь мужу верной…» Одесская опера получила новую «Мадам Баттерфляй»

Юлия Терещук в партии Чио–Чио–Сан раскрылась как блестящая оперная актриса. Она лучше других участниц спектакля, кстати, умеет носить кимоно от художника по костюмам Улли Кремера, это силуэт японки–мотылька, летящей на огонь любви. В ней есть что–то от хрупкой юной гейши, осознающей свою власть над зрителями и конкретно вот этим красивым офицером, голос передаёт палитру постоянно меняющихся чувств (хотя в дуэте с Пинкертоном хотелось бы пожелать дирижёру-постановщику Игорю Чернецкому усилить контраст между беспечными интонациями европейца и ориентальным магнетизмом пения гейши). Вот собирающаяся замуж за европейца Чио–Чио–Сан перебирает «свои мелкие вещи» в чемоданчике: будущему мужу не нравится баночка с гримом? Прочь её! Но когда Пинкертон бесцеремонно хватает статуэтку, олицетворяющую души предков, подбрасывает её в руке, гейша бледнеет, что заметно даже под слоем белил, и отнимает свою святыню, прижимая к груди. А кинжал–ваядзаси, которым оборвал свою жизнь отец («С честью тот умирает, кто с бесчестьем мириться не желает»), и вовсе не покажет избраннику. Понятно, что ничего хорошего из этого брака не выйдет. Послушались бы убелённого сединами дядю бонзу (говорят, для парика, накладной бороды и усов, которыми преображают исполнителей этой партии — басов Василия Навротского, Виктора Шевченко и Сергея Узуна — пожертвовала своими волосами одна из сотрудниц театра)! И спустя годы, когда уже стало ясно, что Пинкертон не вернётся: «Я останусь мужу верной. — Можно ль быть столь легковерной?!».

«Я останусь мужу верной…» Одесская опера получила новую «Мадам Баттерфляй»

«Веризм» (в буквальном переводе vero — правда, истина) Джакомо Пуччини отражён в каждой фразе, и можно не искать взглядом бегущую строку с украинским переводом — в нужный момент прозвучит натуральный всхлип…

«Я останусь мужу верной…» Одесская опера получила новую «Мадам Баттерфляй»

«Я останусь мужу верной…» Одесская опера получила новую «Мадам Баттерфляй»

«Я останусь мужу верной…» Одесская опера получила новую «Мадам Баттерфляй»

«Я останусь мужу верной…» Одесская опера получила новую «Мадам Баттерфляй»

Нельзя сказать, что на заднике сцены мы видим некий пейзаж — художник–сценограф Карел Спанхак (Нидерланды) и два художника по свету, сотрудник ОНАТОБ Вячеслав Ушеренко и Давид Альберт (Германия), выводят на этот своеобразный экран бурю чувств героев. Да, там может безмятежно колыхаться отблеск солнечных лучей сквозь тень от экзотических листьев, но в финале всё зальёт кровавый морок. «Баттерфляй!» — запоздало воскликнет Пинкертон, уже обзаведшийся «настоящей американской женой». А что делать «временной жене»? Очаровательного сыночка отберут, ей самой придётся «опять плясать», что рано или поздно приведёт к бесчестию. И снова в руках Чио–Чио–Сан возникает тот самый отцовский кинжал. Зрители в финале трут глаза и всхлипывают. Такая реакция дорогого стоит, и сама по себе любимая нашей публикой красочность тут не сработала бы. Думается, на гастролях в Европе оценят не красочность, а изысканность, музыкальность, правдивость интонаций — это в одесской «Мадам Баттерфляй» есть.

«Я останусь мужу верной…» Одесская опера получила новую «Мадам Баттерфляй»

«Я останусь мужу верной…» Одесская опера получила новую «Мадам Баттерфляй»

«Я останусь мужу верной…» Одесская опера получила новую «Мадам Баттерфляй»

«Я останусь мужу верной…» Одесская опера получила новую «Мадам Баттерфляй»

«Я останусь мужу верной…» Одесская опера получила новую «Мадам Баттерфляй»

Автор: Мария Гудыма

Фото: Юрий Литвиненко
18
Подписывайтесь на наш канал в Telegram @timerodessa (t.me/timerodessa) - будьте всегда в курсе важнейших новостей!
Чтобы оставить комментарий, авторизируйтесь через свой аккаунт в

????????...

Видео

Брифинг одесской полиции по поводу убийства Дарьи Лукьяненко

20 июня глава одесской полиции Олег Бех провёл брифинг для СМИ, в котором рассказал о её поисках, расследовании и уликах против главного подозреваемого.



????????...