Главная / Неформат

Хроника дня

«Я — только глина на Твоём кругу…» В Одессе оживили средневековую поэзию и костры инквизиции

Танцуют все!

В рамках Международного Гриновского фестиваль «Алые паруса» одесский еврейский театр «Пур ле Шанс» показал в Доме Перуцкого свою новую постановку под названием «Я — только глина на Твоём кругу». Зрителей, усаженных по периметру сценической площадки, вовлекали в действие — на них рисовали шаржи (этим занималась юная художница Соня Голубева), их угощали вином и виноградом, грозили потащить на костёр и приглашали на танец.

«Я — только глина на Твоём кругу…» В Одессе оживили средневековую поэзию и костры инквизиции

«Я — только глина на Твоём кругу…» В Одессе оживили средневековую поэзию и костры инквизиции

«Я — только глина на Твоём кругу…» В Одессе оживили средневековую поэзию и костры инквизиции

Как рассказала руководитель театра и постановщик спектакля Юлия Пурина, авторам хотелось преодолеть любыми средствами пассивность публики. И верно, в таком импровизированном зале не заснёшь и не заскучаешь. Стройные танцовщицы, мрачные мужчины в плащах и шляпах, зловещая дама, продающая засохшие «цветы для мёртвых», песни и отличные стихи — так перед публикой приоткрыли некоторые страницы истории средневековой Испании. Понятно, что разобраться в хитросплетениях войн и интриг в рамках часового спектакля невозможно, и всё–таки богатая культура сефардов, иудеев, проживавших на испанской территории столетиями, становится ближе и понятней.

«Я — только глина на Твоём кругу…» В Одессе оживили средневековую поэзию и костры инквизиции

«Я — только глина на Твоём кругу…» В Одессе оживили средневековую поэзию и костры инквизиции

«Я — только глина на Твоём кругу…» В Одессе оживили средневековую поэзию и костры инквизиции

«…Испания, 10 век. Еврейский сановник, учёный, меценат, политический деятель и врач Хасдай ибн Шапрут, советник Кордовского халифа Абд ар-Рахмана III, покровительствовал иудейской общине в Испании. Всю жизнь он искал утерянные "колена Израилевы" и, узнав, что Хазарский каганат живёт по законам Израиля, вступил в переписку с хазарским царём Иосифом. Театр "Пур ле Шанс" написал свою пьесу о жизни евреев в средневековой Испании 10-13 веков, основываясь на реальных документах эпохи — письмах Хасдая ибн Шапрута и исторических хрониках жизни Педро Жестокого, который по одной из версий являлся еврейским ребёнком, взятым тайно взамен умершего наследника во дворец. Педро стал королём Кастилии, при котором евреи получили временное облегчение. Убийство Педро Жестокого своим сводным братом Энрике II Кастильским положило начало новому витку гонений на евреев. Наш спектакль — это несколько веков жизни евреев в Испании, от счастливых и плодотворных до самых кровавых и страшных», — пишется в аннотации к спектаклю.

«Я — только глина на Твоём кругу…» В Одессе оживили средневековую поэзию и костры инквизиции

«Я — только глина на Твоём кругу…» В Одессе оживили средневековую поэзию и костры инквизиции

«Я — только глина на Твоём кругу…» В Одессе оживили средневековую поэзию и костры инквизиции

В финале зрителям напомнят, что предки–сефарды были у выдающихся личностей вроде Фиделя Кастро и Чезаре Ломброзо. Огромное наследие средневековых учёных и философов осталось от той великой и ужасной эпохи. В спектакле звучат стихи выдающихся еврейских поэтов, среди которых Дунаш ха–Леви бен Лабрат, Шамуэль Ганагид, Шломо ибн Габироль (Авицеброн), Моше ибн Эзра…

«Я — только глина на Твоём кругу…» В Одессе оживили средневековую поэзию и костры инквизиции

«Я — только глина на Твоём кругу…» В Одессе оживили средневековую поэзию и костры инквизиции

«Я — только глина на Твоём кругу…» В Одессе оживили средневековую поэзию и костры инквизиции

Ходили слухи, что Шломо ибн Габироль изготовил женщину- голема из дерева, которая ему прислуживала, практиковал каббалу и разные виды магии, но вовремя сумел разобрать свою служанку на отдельные чурки, когда его стали преследовать по доносу («Сосед доносит на соседа, тот пишет кляузу в ответ» — вечная тема!). Ключом к пониманию идеи постановки стало стихотворение ибн Габироля, обращённое к Богу, именно религиозные чувства в поэзии сефардов главенствуют и задают тон:

Я даже до рожденья своего
Твоею был любовью окружён,
Ты сотворил меня из ничего
И жадный рот мне вырезал ножом.
Кто плоть мою в сосуде замесил?
Кто в грудь мою вложил горящий дух?
Кто моё тело смерил и отлил?
Кто подарил мне зрение и слух?
Кого я в сердце вечно берегу?
Всей мудростью обязан я кому?
Я — только глина на Твоём кругу,
Во всём Тебе подвластен одному.
Не утаив греха ни одного,
Я пред Тобой стою, преображён,
Ведь даже до рожденья своего
Я был Твоей любовью окружён.

«Я — только глина на Твоём кругу…» В Одессе оживили средневековую поэзию и костры инквизиции

«Я — только глина на Твоём кругу…» В Одессе оживили средневековую поэзию и костры инквизиции

«Я — только глина на Твоём кругу…» В Одессе оживили средневековую поэзию и костры инквизиции

Костюмы артисты шили и подбирали сами, кое–что перекочевало из гардеробов удалившихся от дел профессиональных актёров, есть и списанные с баланса «очагов культуры» одеяния. Галерея образов людей, так или иначе ждущих своего машиаха («А наш машиах до сих пор отсутствует, сколь бы еврей ни молился», не теперь, так потом придёт мессия), любви или наказания за неё же в виде мучительной смерти (в какой–то момент народное празднество перерастает в толпу, ожидающую публичной казни). Ни за кем не закреплена однозначная роль, и потому зритель видит, как пугающе зыбка грань между жертвой и палачом, как легко заиграться и потерять человеческий облик… Самый возрастной исполнитель — Анатолий Ваксман, самый молодой — Роман Лобанов, а в целом, несмотря на руководящую «железную руку в лайковой перчатке» Юлии Пуриной, в создании спектакля участвует «коллективный разум», все решения так или иначе обсуждаются и принимаются коллегиально.

«Я — только глина на Твоём кругу…» В Одессе оживили средневековую поэзию и костры инквизиции

«Я — только глина на Твоём кругу…» В Одессе оживили средневековую поэзию и костры инквизиции

«Я — только глина на Твоём кругу…» В Одессе оживили средневековую поэзию и костры инквизиции

В течение театрального сезона спектакль будет идти на сцене общинного центра «Мигдаль», есть и фестивальные планы, но о них из суеверия рассказывать пока не будем. Просто пожелаем успеха оригинальной постановке!

«Я — только глина на Твоём кругу…» В Одессе оживили средневековую поэзию и костры инквизиции

«Я — только глина на Твоём кругу…» В Одессе оживили средневековую поэзию и костры инквизиции

«Я — только глина на Твоём кругу…» В Одессе оживили средневековую поэзию и костры инквизиции

Автор: Мария Гудыма
Фото: Пётр Катин

21
Подписывайтесь на наш канал в Telegram @timerodessa (t.me/timerodessa) - будьте всегда в курсе важнейших новостей!
Чтобы оставить комментарий, авторизируйтесь через свой аккаунт в

????????...

Видео



????????...