Главная / Неформат

Хроника дня

«Змея смертельно ранит баядерку…» Поэзия и балет на сцене Одесской оперы

Танцуй, когда плачет душа.

В Одесском национальном академическом театре оперы и балета закрывали фестиваль, посвящённый 200-летию Мариуса Петипа (1818-1910), балетом «Баядерка» с участием Натальи Кущ в партии Никии. Как известно, сегодня, 21 марта, отмечается Всемирный день поэзии. Тема любовной драмы прекрасной храмовой танцовщицы, вдохновлявшая ещё Калидасу и Гёте, продолжает будоражить умы поэтов. Только сегодня стихотворные строки посвящают уже самому балету «Баядерка», очень условно доносящему до нас древнюю историю.

Поэты нынче пошли вредные и противные: сами выкладывают свои стихи в Сеть, сами угрожают какими–то санкциями за цитирование. Поэтому, убоявшись санкций, не будем их пиарить, а лишь глухо намекнём:

Долой прозрачные покровы!
Молись священному Огню:
Танцуй вокруг него, и снова
Подальше спрячь любовь свою.

Или так:

Я не зову подругу-этажерку,
Уж не бодрит Рабиндранат Тагор,
Змея смертельно ранит баядерку.
Зачем в любви ты клялся ей, Солор?

«Змея смертельно ранит баядерку…» Поэзия и балет на сцене Одесской оперы

Рифма «этажерка–баядерка» — это, конечно, не Гёте, но других поэтов у меня для вас нет! Да и сложно написать сегодня строки, достойные хореографии Петипа и солистки Австралийского балета Мельбурна Натальи Кущ, исполнившей партию Никии. Наталья — выпускница Днепропетровского театрально–художественного колледжа и Консерватории балета в городе Санкт-Пелтен (Австрия), в течение двух лет была солисткой Днепропетровского академического театра оперы и балета, как приглашённая солистка участвовала в спектаклях театрах оперы и балета в Магдебурге (Германия) и Каире (Египет).

С 2005 по 2013 год была артисткой балета Венской государственной оперы Wiener Staatsoper, её наставником стал Мануэль Легри. В 2013 году была приглашена на должность ведущей солистки в Queensland Ballet в городе Брисбан (Австралия). С 2015 года по недавнее время работала в австралийском балете (Australian Ballet) Мельбурна. Там было много интересных ведущих партий. Но всё–таки общий уровень балета другой, другая культура, более спортивный и прагматичный подход к делу, а себя Наталья с полным на то основанием называет «балериной с душой». Да и партии Никии, о которой мечтала очень долго, в её репертуаре не было. Теперь есть!

«Змея смертельно ранит баядерку…» Поэзия и балет на сцене Одесской оперы

«Змея смертельно ранит баядерку…» Поэзия и балет на сцене Одесской оперы

«Змея смертельно ранит баядерку…» Поэзия и балет на сцене Одесской оперы

«Змея смертельно ранит баядерку…» Поэзия и балет на сцене Одесской оперы

«Змея смертельно ранит баядерку…» Поэзия и балет на сцене Одесской оперы

«Змея смертельно ранит баядерку…» Поэзия и балет на сцене Одесской оперы

Это был двойной дебют для прекрасной балерины — первое выступление на одесской сцене и первый выход в образе храмовой танцовщицы, чей возлюбленный, нарушая клятву верности, на её глазах празднует помолвку с Гамзатти, дочерью раджи (в этой партии выступила солистка ОНАТОБ Елена Добрянская).

Баядерка — артистка, художник, она исполняет свой артистический долг, даже узнав страшную правду, а такие ситуации, призналась за кулисами балерина, бывают и в обычной жизни, когда тебя постигло горе, но на сцене заменить некем, идёшь и танцуешь, переплавляешь свою боль в искусство. Такой опыт помогает творческому человеку.

Танец Никии перед женихом и невестой Петипа ставил для балерины в шальварах, эта деталь костюма диктовала свои неудобства и преимущества, было много споров. В итоге ножки Никии прикрыты, движения величавы, а внимание зрителя приковано прежде всего к её лицу, на котором пробегают тени скорби, сияет наигранная, и потому зловещая улыбка. А гримаса ужаса и смерти, когда Никию кусает змея, по приказу раджи поднесённая ей в корзинке с цветами… Говорят, Матильда Кшесинская была бесподобна в этой сцене, охотно верим, и восторгаемся Натальей Кущ, для которой технических трудностей просто не существует, и драматического таланта не отнять у этой балерины.

«Змея смертельно ранит баядерку…» Поэзия и балет на сцене Одесской оперы

«Змея смертельно ранит баядерку…» Поэзия и балет на сцене Одесской оперы

«Змея смертельно ранит баядерку…» Поэзия и балет на сцене Одесской оперы

«Змея смертельно ранит баядерку…» Поэзия и балет на сцене Одесской оперы

«Змея смертельно ранит баядерку…» Поэзия и балет на сцене Одесской оперы

«Змея смертельно ранит баядерку…» Поэзия и балет на сцене Одесской оперы

От Никии без ума не только знатный воин Солор (Дмитрий Шарай), но и Великий брамин (впервые в этой партии выступил заслуженный артист Республики Молдова Владимир Статный), да и каждый в этой истории вельможа, раб или факир с восторгом прильнул бы к её ножкам, опять-таки, потому что она артистка отличная, в то время как на стороне Гамзатти лишь знатность, богатство и красота.

«Змея смертельно ранит баядерку…» Поэзия и балет на сцене Одесской оперы
Великий брамин

Никия практически не сходит со сцены, и даже после своей смерти появляется среди облачённых в белое теней, увлекая за собой Солора. Первоначально в балете был ещё и апофеоз со свадьбой Солора и Гамзатти, призраком Никии, гневом богов и ударом молнии во дворец, но такое трудно показать на сцене, нужна сложная машинерия. Хотя драматизм с появлением призрака, который не сразу, но начинают видеть всё кругом, стоит того, эта сцена гениальна, как и многое другое в хореографии Петипа.

«Змея смертельно ранит баядерку…» Поэзия и балет на сцене Одесской оперы

«Змея смертельно ранит баядерку…» Поэзия и балет на сцене Одесской оперы

«Змея смертельно ранит баядерку…» Поэзия и балет на сцене Одесской оперы

«Змея смертельно ранит баядерку…» Поэзия и балет на сцене Одесской оперы

«Змея смертельно ранит баядерку…» Поэзия и балет на сцене Одесской оперы

«Змея смертельно ранит баядерку…» Поэзия и балет на сцене Одесской оперы

Наталья Кущ поблагодарила одесскую публику за необычайно тёплый приём, а для нашего театра присутствие такой солистки на фестивале — показатель высокого уровня. Что же касается «Баядерки», она давно присутствует в репертуаре ОНАТОБ, в декорациях незабвенной Бевзенко–Зинкиной, и сейчас заиграла новыми красками, в том числе и благодаря великолепному кордебалету, чьё участие в сцене теней может быть или прекрасным, или никаким. Так что поэты ещё долго смогут получать вдохновение на одесской «Баядерке» (только, чур, с «этажеркой» больше не рифмовать).

Автор: Мария Гудыма
Фото: Юрий Литвиненко

20
Подписывайтесь на наш канал в Telegram @timerodessa (t.me/timerodessa) - будьте всегда в курсе важнейших новостей!
Чтобы оставить комментарий, авторизируйтесь через свой аккаунт в

????????...

Верка Сердючка первой ступит на летнюю сцену Одесского морвокзала

Одесский морской вокзал на всё лето станет главной концертной «Меккой» страны — на сцене этого развлекательного комплекса, который специально строят для такого случая, пройдут более 40 выступлений украинских и мировых исполнителей.

1

Видео

Видеофакт: в Приморском наблюдали смерч

17 июня в районе посёлка Приморское Килийского района Одесской области в море возник настоящий смерч.



????????...