Главная / Статьи

Церковный раскол

Планы Петра Порошенко создать в Украине собственную православную церковь чреваты усугублением конфликта между Украинской православной церковью и конкурирующими с ней самопровозглашёнными религиозными объединениями.

Другие материалы сюжета

Новости

47 украинских депутатов пожаловались в суд на своих желающих томоса коллег

47 депутатов Верховной Рады обратились в Конституционный суд Украины с представлением в связи с возможным получением автокефалии местной православной церковью.

Церковный раскол 3
Новости

СБУ выпустила серию буклетов о роли «религиозных структур Московского патриархата в гибридной войне»

СБУ выпустила серию информационных буклетов, «посвящённых террористической деятельности спецслужб РФ в Украине и использованию Россией в гибридной войне религиозных структур Московского патриархата».

Церковный раскол 6 6
Новости

Синод УПЦ отказался участвовать в соборе Порошенко и Варфоломея

7 декабря Синод Украинской православной церкви принял ряд важных решений по поводу анонсированного президентом Украины Порошенко так называемого объединительного церковного собора.

Церковный раскол 3 5
Новости

Бойко назвал «разъединительным» церковный собор Порошенко

Основатель «Оппозиционной платформы — За жизнь», народный депутат Украины Юрий Бойко заявил, что назначенный на 15 декабря собор новой православной церкви в Киеве никак нельзя назвать «объединительным».

Церковный раскол 1 1
Новости

Обыск в соборе: СБУ зачитывала судебное постановление прямо на богослужении

Священники кафедрального собора Овручской епархии (Житомирская область) Украинской православной церкви рассказали о подробностях проведённого в храмах обыска.

Церковный раскол 3
Новости

Синод Константинопольского патриархата решил пока не давать Украине томос об автокефалии

Завершение заседения Синода Константинопольской православной церкви не принесло Украине долгожданного томоса о собственной православной церкви.

Церковный раскол 1
Новости

Архиепископ Пражский посетил Одессу и поддержал каноническую УПЦ

24 ноября в Одесском Свято-Успенском мужском монастыре состоялась встреча местного митрополита Агафангела (Украинская православная церковь) с архиепископом Пражским и Чешских земель Михаилом.

Церковный раскол 2 1
Новости

Николаев: ради религиозных прожектов Порошенко начали массово свозить школьников

Органы власти в Николаевской области привлекают учащихся общеобразовательных школ к проведению различных мероприятий в поддержку церковной реформы президента Порошенко.

Церковный раскол 1
Новости

Албанская православная церковь: планы Константинополя по автокефалии на Украине — «хождение по минному полю»

Предстоятель Албанской православной церкви архиепископ Анастасий заявил, что планы Константинопольского патриархата по предоставлению автокефалии Украине являются «хождением по минному полю».

Церковный раскол 1 1
Новости

Призыв к автокефалии от профсоюза одесских тепловиков оказался провокацией

Профсоюз сотрудников одесского КП «Теплоснабжение Одессы», призвавший одесских священников поддержать создание новой украинской церкви, оказался фейковой организацией.

Церковный раскол 2
Новости

Одесские тепловики озаботились автокефалией украинской церкви

Профсоюзная организация КП «Теплоснабжение Одессы» призвали иерархов Украинской православной церкви Одесской области пересмотреть свои взгляды на создание украинской православной церкви под эгидой Константинопольского патриархата.

Церковный раскол 2 2
Новости

Армянская православная церковь осудила действия Константинопольского патриархата в Украине

Глава Армянской православной церкви Гарегин II назвал действия Константинопольского патриархата по созданию подчинённой ему церкви на территории Украины «направленными на разделение» верующих.

Церковный раскол 4 1
Новости

Польская православная церковь запретила общаться с Киевским патриархатом и УАПЦ, которые «совершили немало зла»

Польская православная церковь запретила своим священникам общаться с духовенством Украинской православной церкви Киевского патриархата и Украинской автокефальной православной церкви, которые «совершили немало зла».

Церковный раскол 2 1
 

Материалы по теме

Новости

Польская православная церковь запретила общаться с Киевским патриархатом и УАПЦ, которые «совершили немало зла»

Польская православная церковь запретила своим священникам общаться с духовенством Украинской православной церкви Киевского патриархата и Украинской автокефальной православной церкви, которые «совершили немало зла».

Церковный раскол 2 1
Новости

Тайное голосование: священники Одесской епархии остались верными канонической УПЦ

22 октября митрополит Одесский и Измаильский Агафангел (Украинская православная церковь) провёл собрание духовенства епархии, в котором приняли участие 413 клириков.

Церковный раскол 5 6
Новости

Верховная Рада передала Андреевскую церковь возле дома Булгакова Вселенскому патриархату

Верховная Рада приняла в целом президентский законопроект и одобрила передачу Андреевской церкви Вселенскому патриархату для проведения богослужений, религиозных обрядов, церемоний и процессий.

Церковный раскол 1 1
Новости

Львовская епархия Украинской православной церкви остаётся верной Москве

Львовская епархия Украинской православной церкви остаётся верной Московскому патриархату, однако наблюдает за процессами объединения православных церквей в Украине.

Церковный раскол 1 1
Новости

Херсонский священник: епархии юга Украины к Константинопольской церкви не относятся

Настоятель храма Серафима Саровского Херсонской епархии Украинской православной церкви, протоиерей Геннадий (Шкиль) назвал «филькиной грамотой» последнее решение Константинопольской церкви по Украине.

Церковный раскол 2 1
Новости

Церковные страсти: решением Константинополя недовольны и в Москве, и в Киеве

Глава самопровозглашённого Киевского патриархата Филарет (Денисенко) дал свой комментарий в связи с последним решением Синода Константинопольского патриархата о церковных делах в Украине.

1

Недотомос: что решила Константинопольская церковь и чем это может обернуться для Украины?

11 октября митрополит Галльский Эммануил огласил долгожданное решение Синода Константинопольской православной церкви по «украинскому вопросу».

Недотомос: что решила Константинопольская церковь и чем это может обернуться для Украины?
Заседание Синода

Решения этого в Украине ждали с замиранием сердца: одни с надеждой, другие со страхом. Допускалось, что будет даже провозглашена автокефалия УПЦ — фактическая легитимация т.н. Украинской православной церкви Киевского патриархата.

Этого не произошло, и, как мы увидим дальше, и не могло произойти. Однако принятые решения могут иметь важнейшее значение для церковной жизни православной Украины.

Формально Синод Константинопольской церкви вынес пять постановлений. Первое из них является декларативным (Константинопольский патриархат подтвердил ранее принятое решение о постепенном установлении автокефалии Украинской православной церкви). Последнее имеет «общегуманитарный» характер и призывает верующих и власти воздержаться от церковных захватов и иных насильственных действий. Существенными и значимыми же являются три.

Во–первых, Синод постановил восстановить ставропигию Константинопольского патриархата в Киеве, «существовавшую здесь всегда». В церковном праве ставропигией называется состояние подчинения той или иной церковной единицы напрямую высшей церковной инстанции в обход местных церковных властей. Например, Веденский ставропигальный мужской монастырь Оптина Пустынь в Калужской области подчинён не Калужской епархии Русской православной церкви, а напрямую Патриарху Московскому.

Во–вторых, Синод отменил решение Константинопольской церкви 1686 года о подчинении Киевской митрополии Русской православной церкви.

В–третьих, восстановил в канонических правах низложенных и анафемствованных решением собора Русской православной церкви главу самопровозглашённого Киевского патриархата Филарета (Денисенко) и предстоятеля Украинской автокефальной православной церкви Макария (Малетича). Правда, в каком именно статусе они восстановлены, пока неясно.

Недотомос: что решила Константинопольская церковь и чем это может обернуться для Украины?
Филарет (Денисенко)

Недотомос: что решила Константинопольская церковь и чем это может обернуться для Украины?
Макарий (Малетич)

Ключевым значением среди этих решений обладает, конечно, вопрос о Киевской митрополии Константинопольского патриархата. Для того чтобы понять, почему, нам следует немного углубиться в историю.

Киевская митрополия: история вопроса

Что же такое Киевская митрополия Константинопольского патриархата? По сути, в разные периоды под этим словосочетанием скрывались совершенно разные понятия.

Киевская митрополия в составе Константинопольского патриархата при Крещении Руси в 988 году. Впоследствии ей были подчинены все обширные территории, на которые православие византийского образца распространилось из Киева, включая земли Великого княжества Литовского.

Недотомос: что решила Константинопольская церковь и чем это может обернуться для Украины?
Беседа Владимира с греческим философом о христианстве. Радзивилловская летопись

В середине XIII века большая часть земель Киевской Руси была захвачена монголами. Киев был несколько раз сожжён, разграблен и пришёл в упадок. Митрополичья кафедра перебралась во Владимир. Территория Киевской митрополии оказалась разделена на три части: большая часть, включая центр митрополии, Киев, находилась в составе Золотой Орды, остальное принадлежало Галицко–Волынскому княжеству и Великому княжеству Литовскому.

В соответствии с изменившимися реалиями, в начале XIV века Константинопольский патриархат решает реформировать митрополию. Из её состава изымают галицко–волынские и литовские земли с созданием Галицкой и Литовской митрополий. Церковное устройство приводится в соответствие с политической ситуацией.

Однако политика снова ломает церковные границы: в первой половине XIV века Литва отбивает у Золотой орды западные и центральные территории современной Украины, включая Киев. Галицко–Волынское княжество прекращает существование, его территории делят между собой Польша и та же Литва. Территория «урезанной» полвека тому назад Киевской митрополии снова оказывается разделённой между двумя государствами, причём город, являющийся историческим центром митрополии, находится в одном, а фактическая резиденция митрополита — в другом. Москва и Вильна, конечно, хотят видеть во главе новой структуры своих священников, из–за чего возникают недоразумения и конфликты, которые до поры до времени сглаживаются благодаря непререкаемому авторитету Константинопольского патриархата.

Однако в первой половине XV века авторитет Константинопольской церкви стремительно падает вместе с окончательным одряхлением Византии. В надежде заручиться помощью запада против стремительно наступающих турок, Константинополь соглашается на признание верховенства католической церкви в рамках т.н. Флорентийской унии. В остальных православных церквях это воспринимают как измену и впадение в ересь. Киевского митрополита, подписавшего унию, по возвращении в Москву арестовывают, низлагают и изгоняют.

Принимать нового патриарха из «поддавшегося латинской ереси Константинополя» русские православные для себя возможным не считают и в 1448 году избирают нового митрополита из числа русских священников — Иону. Константинопольский патриархат его не признаёт и назначает на Киевскую митрополию собственного главу. Однако бороться с самоуправством Москвы всерьёз у Константинополя нет сил. Здесь идёт яростная внутренняя борьба между униатами и православными, а с юга стремительно наступают турки–османы. В 1453 османское государство захватывает Константинополь, и константинопольским иерархам становится решительно не до Москвы. Не протестует и Великое княжество Литовское, также переживающее не лучшие времена, и к тому же в 1449 году заключившее с Москвой Вечный мир.

Недотомос: что решила Константинопольская церковь и чем это может обернуться для Украины?Митрополит Иона Московский

К 1456 году, когда Константинопольская церковь более или менее приходит в себя после понятной неразберихи, здесь окончательно утверждаются православные противники унии. Церковное общение с Москвой восстанавливается. Предпринятые в смутное время нововведения признаются «задним числом».

В 1458 году Константинопольская церковь снова реформирует Киевскую митрополию в соответствии с новыми политическими реалиями. Узаконивается отделение Московской митрополии, а расположенные на территории Великого княжества литовского диоцезы Киевской, Галицкой и Литовской митрополий объединяются в новую единицу — митрополию Киевскую и Литовскую, включающую в себя центр и запад современной Украины, а также часть земель современных Польши и Белоруссии. При этом обе митрополии остаются в лоне Константинопольской церкви — до 1588 года, когда патриарх Иеремия II даровал Московской митрополии автокефалию, самолично рукоположив первого Патриарха Московского и Всея Руси.

Остающаяся в ведении Константинопольской церкви Киевская митрополия переживает тяжёлые времена. Власти Литвы, а затем Речи Посполитой всеми силами пытаются заставить здешних священников принять унию. В 1595 году большая часть епископов даёт своё согласие на такое объединение на Брестском соборе. Несогласных епископов попросту отлучают. Киевская митрополия ликвидируется за ненадобностью. Оставшихся верным православию государство подвергает репрессиям. Их, среди прочего, обвиняют в шпионаже на Турцию — ничего не напоминает?

Однако Речь Посполитая постепенно дряхлеет, а на её юго–восточных рубежах набирает сил запорожское казачество. Казаки фанатично поддерживают православие и становятся его главными защитниками. В 1620 году запорожский гетман Сагайдачный приглашает в Киев Иерусалимского патриарха, который лично провозглашает восстановление епархии и рукополагает нового митрополита. Польские власти бесятся, но масштабных репрессий не следует: силы казаков нужны Речи Посполитой для разгорающейся войны с Турцией. Однако фактически Киевский митрополит имеет влияние лишь на территориях, контролируемых Запорожской Сечью. На остальных же территориях митрополии продолжается усиленное окатоличивание населения и репрессии против православных.

После восстания Богдана Хмельницкого в 1648 году и последовавшей за ним Русско–польской войны 1654-1667 годов значительная часть территории Киевской митрополии Константинопольского патриархата переходит под контроль Москвы.

Недотомос: что решила Константинопольская церковь и чем это может обернуться для Украины?
«Въезд Богдана Хмельницкого в Киев». Николай Ивасюк, конец XIX века

Церковная архитектура снова перестаёт соответствовать политической: на территории одного государства сосуществуют структуры двух различных патриархатов. Константинопольская церковь соглашается передать Киевскую митрополию Москве в 1686 году — именно это решение и оспаривает теперь патриарх Варфоломей. История Киевской митрополии Константинопольского патриархата на этом заканчивается.

С конца XVII и до начала XX века Киевская митрополия является всего лишь одной из митрополий Русской православной церкви, которая, кстати, бурно развивается вместе с русским государством, проникая в Северное Причерноморье, страны Балтии и Среднюю Азию. Множатся новые диоцезы: так, на территории современной восточной Украины создаётся Екатеринославская епархия, после присоединения Крыма — Таврическая, с развитием черноморских городов выделяется Херсонская, с покорением Бессарабии — Кишинёвская. Все эти церковные структуры создаёт уже непосредственно Русская православная церковь. Ни Константинопольский патриархат, ни Киевская митрополия к ним отношения не имеют — так же, как не имеют они его, к примеру, к Ташкентской или Таллинской епархиям.

После крушения Российской Империи и образования СССР структура Русской православной церкви терпит существенные изменения. В частности, в 1921 году все диоцезы, располагающиеся на территории Украины, подчиняются Украинскому экзархату Русской православной церкви во главе с Киевским митрополитом. Украинский экзархат становится первым со времён монголо–татарского ига структурой, в рамках которой Киев становится столицей всего православия на территории современной Украины.

С распадом СССР и обретением Украиной независимости начинаются разговоры о необходимости предоставления независимости от Москвы и Украинскому экзархату. В 1990 году Архиерейский Собор Русской православной церкви предоставляет Украинской православной церкви автокефалию — право на весьма широкое самоуправление, включая возможность самостоятельно избирать себе главу, создавать и ликвидировать епархии и т.п. Фактически, Московский патриархат сохраняет лишь символическое, церемониальное влияние на украинскую церковь. Однако тогдашнему главе этой церкви, митрополиту Филарету, ранее баллотировавшемуся на пост русского патриарха, но проигравшему выборы, этого мало. Он объявляет о полном отделении Украинской православной церкви от Русской с учреждением Киевского патриархата, а себя провозглашает патриархом Киевским. В ответ Украинская православная церковь низлагает его с поста главы, а позже на соборе Русской православной церкви на него налагают анафему. Ни одна православная церковь мира не признаёт каноничности Киевского патриархата. Так возникает основная линия украинского церковного раскола.

Недотомос: что решила Константинопольская церковь и чем это может обернуться для Украины?

Так что же решила Константинопольская церковь?

Теперь нам становится понятнее, что же решили константинопольские иерархи. Признавая незаконным решение о передаче Киевской митрополии Русской православной церкви, они фактически делают заявку на восстановление её в том виде, в котором она существовала с 1458 по 1686 годы. К чему приведёт это решение? Попробуем разобраться.

Во–первых и в–главных, ни о какой легитимации УПЦ КП речи не идёт, и более того, идти не может даже в теории. Дело в том, что УПЦ КП фактически позиционирует себя наследницей Украинского экзархата Московского патриархата, отделившегося от материнской церкви, так сказать, явочным порядком. Но если будет решено, что Русская православная церковь всё это время на самом деле незаконно управляла Киевской митрополией, то и решение включить её в состав экзархата на правах главенствующей также будет незаконным. Фактически, в этом случае надлежит выделить из общей территории Украинской православной церкви Киевскую митрополию с управляемыми ею на 1686 год епархиями. А остальные диоцезы (например, та же Одесская епархия или выделенная из состава Белгородской в 1799 году Харьковская) «по справедливости» должны быть возвращены Русской православной церкви. Что же до УПЦ КП, то с признанием незаконности создания экзархата эта структура теряет даже те слабые намёки на легитимность, которые у неё есть.

В теории, конечно, храмы, приходы и диоцезы УПЦ КП могут присоединиться к Киевской митрополии Константинопольского патриархата, когда и если та будет создана. Константинопольский патриарх или поставленный им митрополит смогут затем рукоположить епископов и священников от имени Константинопольской церкви, восстановив их каноническую связь с православием — по крайней мере, Константинопольским. И более того: в будущем Константинопольская церковь имеет право предоставить своей Киевской митрополии автокефалию — вплоть до благословления Киевского патриарха.

Но всё это будет иметь значение лишь для приходов, которые будут находиться на территории, относившейся к Киевскому патриархату по состоянию на 1686 год. С представительствами УПЦ КП в Одесской, Николаевской, Кировоградской или Харьковской областях это уже не сработает. Канонические правила прямо запрещают представителям одного диоцеза рукополагать священников на территории другого. И вообще, ни один священник Константинопольского патриархата (хоть Киевской, хоть любой другой епархии) по церковным правилам не имеет права служить на территории Русского патриархата без приглашения.

Недотомос: что решила Константинопольская церковь и чем это может обернуться для Украины?
Фото: «Коммерсант»

С другой стороны, представители Украинской православной церкви Московского патриархата окажутся в схожем положении на «Константинопольской» территории. С точки зрения Киева и Стамбула, их служение и даже само пребывание там будет противоречить тем же каноническим правилам, что может быть использовано для силового захвата церквей, изгнания священников и тому подобных действий.

Немало усложняет ситуацию и решение Синода Константинопольского патриархата вернуть в лоно церкви Филарета и Макария. Согласно Четвёртому каноническому правилу, реабилитировать низложенного священника может лишь тот Собор, который его низложил — и более никто другой. Более того, любой, кто вступит в церковное общение с таким священником до его покаяния и прощения своей родной церковью, также подлежит анафеме. Иными словами, Русская православная церковь не только может, но и обязана анафематствовать патриарха Варфоломея и членов его Синода, что приведёт к расколу уже не на украинском, а на общеправославном уровне.

Таким образом, если программа, первые шаги в рамках которой 11 октября предпринял Синод Константинопольской церкви, будет воплощена в жизнь, то это не ликвидирует, а лишь усугубит и усложнит церковный раскол на Украине. К счастью, ничего необратимого пока что не произошло.

Недотомос: что решила Константинопольская церковь и чем это может обернуться для Украины?

Вселенский патриарх Варфоломей I. Фото: patriarchate.org

Да, передача Киевской митрополии Московскому патриархату признана незаконной. Однако фактического восстановления Киевской митрополии Константинопольского патриархата пока не случилось: это произойдёт в тот момент, когда из Стамбула будет благословлён новый глава митрополии и рукоположены епископы и клирики. И вовсе не обязательно, что, сказав «А», Стамбул в ближайшее время скажет «Б»: «продолжать предоставлять Украине автокефалию» в теории можно неограниченно долго.

При этом пропрезидентские СМИ и блогеры уже толкуют заявления Константинопольского патриархата как «исполнение Порошенко исторической миссии по получению автокефалии для Украинской церкви». То есть, «перемога», ради которой и затевалась вся эта история, достигнута, и дальше форсировать развитие событий, может, и не нужно.

И это, возможно, будет не худшим вариантом развития событий. Ведь корни обсуждаемых проблем и применяемые в спорах аргументы уже покрылись пылью веков. А вот кровь, которая может пролиться на Украине в связи с развитием ситуации, будет вполне свежей.

Недотомос: что решила Константинопольская церковь и чем это может обернуться для Украины?

Автор: Юрий Ткачёв

1 10
Подписывайтесь на наш канал в Telegram @timerodessa (t.me/timerodessa) - будьте всегда в курсе важнейших новостей!
Чтобы оставить комментарий, авторизируйтесь через свой аккаунт в
Sorokov Sergey Sorokov Sergey

"СЛЕДИТЕ ЗА РУКАМИ:
МЫ ИМЕЕМ ДЕЛО С НАПЕРСТОЧНИКАМИ". Протоиерей Владимир Вигилянский. ♠
Одним из ключевых моментов, связанных с решением Фанара об Украине является утверждение, что Грамота Константинопольского Патриарха 1686 года о праве Москвы управлять Киевской епархией было временным.
Таких грамот, посланий и официальных писем от Константинопольского Патриарха Дионисия за май-июнь 1686 года было 11.
Все они были опубликованы еще в 1826 году, то есть почти 200 лет тому назад.
Во всех этих документах подчеркивается то, что решение не носит временный характер. Право рукополагать Московским Патриархом Иоакимом (1621-1690) Киевского митрополита распространяется и на всех его преемников на Московской Патриаршей кафедре: «Патриархи, которые будут после него, подобным же образом. .. »
Подробнейший анализ этих документов опубликован на сайте Церковно-Научного Центра «Православная Энциклопедия» Седмица. RU.
Здесь научно опровергаются все домыслы, подтасовки и намеренное сокрытие фактов «турецких историков»: ♠

Ответить 0

????????...

Одесситам покажут «Ночь накануне Рождества» на льду

Ледовая арена во Дворце спорта (проспект Шевченко 31) приглашает 12 января на премьеру мюзикла на льду «Ночь накануне Рождества» по мотивам известной повести Николая Васильевича Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки».

1

Видео

Что грозит жителям Одесской области из-за военного положения?

28 ноября, в первый день действия в Одесской области режима военного положения, губернатор Максим Степанов на специальной пресс-конференции рассказал, как это будет работать.

Военное положение


????????...