Главная / Статьи

 

Хроника дня

«Давай займёмся сексом!» – произнесли одесситы и получили повестку в суд

Приморским судом Одессы рассматривается необычное дело: российский драматург подал иск на любительский театр. Ближайшее заседание намечено на 3 июля.

Представьте себе: маленький любительский театрик в Одессе ставит спектакль по мотивам пьесы автора из Петербурга, предварительно не заручившись его согласием. Тому бы попенять по-отечески и принять извинения. Но не тут-то было. Сегодня драматург требует с неимущей студии десятки тысяч гривен.

Случай пока беспрецедентный, но, по мнению штатного театроведа ТАЙМЕРА Марии Гудымы, каждая из сторон должна извлечь урок из происшедшего и найти пути к примирению. Потому как закон законом и суровость его – суровостью, но существует ещё и здравый смысл, и специфика отношений внутри театральной семьи, которая является широким понятием, охватывающим и признанных профессионалов, и любителей.

Претензии к театральному коллективу «Галатея» (по сути, это кружок самодеятельности), поставившему спектакль под названием «Давай займёмся…» (авторское название – «Давай займемся сексом!»), предъявил известный драматург из России Валентин Красногоров. Суть вопроса и видение проблемы истцом изложена здесь.

Афиша спектакля

«Каждый автор обладает правом на неприкосновенность произведения, – комментирует ситуацию одесский адвокат драматурга Анатолий Фёдоров. – По мнению Красногорова, увидевшего в видеозаписи фрагменты постановки, спектакль получился пошлым по сравнению со спектаклем Театра Романа Виктюка. Это удар по репутации автора, который считает, что после такого прочтения одесситы на постановки его пьес больше не пойдут. Александр Перуцкий, владелец «Дома мод Перуцкого», где показывался спектакль «Давай займёмся...», после получения претензии прекратил показы, но компенсацию автору не выплачивает. За каждое нарушение авторских прав размер компенсации может достигать 10-ти минимальных зарплат, наша претензия была сформулирована в пределах пяти «минималок». Закон о театральном деле предусматривает ответственность продюсера (а в роли такового в данном случае выступает Перуцкий), который обязан был проследить за соблюдением авторских прав, а они считаются не переданными, если нет авторского договора. Ведь мог же «Театр на Чайной» обратиться к драматургу и получить его разрешение на безвозмездное использование пьесы?»

Для сравнения, подчеркнул адвокат, от Театра Романа Виктюка автор получил единоразовое вознаграждение в размере около 10 тысяч долларов, плюс определённый процент от продажи билетов. Сумма же иска, предъявленного к одесситам, позволяет только возместить затраты на адвокатскую помощь и услуги российского нотариата (украинский таких не оказывает) по заверению скриншотов с социальных сайтов, где размещались афиши постановки.

Сторона истца подметила, что одесситы продавали билеты по 50 гривен в зале на 80 мест. На самом деле, если в этом зальчике поставить 80 стульев, артистам некуда будет выйти, а билеты покупали очень и очень немногие. Но к этому мы ещё вернёмся. Раз уж зашла речь о великом мастере театрального эпатажа Романе Виктюке, стоит напомнить, что спектакль по пьесе Красногорова он привозил в Украину, в частности в Одессу, где показал его на сцене Театра музыкальной комедии. Это было сложное, многоплановое и многоуровневое действо, полноценная постановка которого вряд ли была бы под силу самодеятельным артистам. Впрочем, на это никто и не претендовал. И возмутившее драматурга изменение названия пьесы («Давай займёмся...» вместо «Давай займёмся сексом!») более чем оправдано. В конце концов, помнится, во Львове Виктюку запретили показывать этот спектакль не в последнюю очередь из-за слова «секс» на афише. Парадокс: драматург и режиссёр полагают, что в нашем обществе секса катастрофически мало, представители власти – что и без скандальных постановок много. Истина, конечно, где-то рядом...

Персонажи пьесы — пациенты психиатрической больницы, страдающие различными сексуальными расстройствами. Вот как раз возможностью передать пограничное состояние персонажей в монологах пьеса питерского автора и привлекла одесских аматоров. Своеобразную конкуренцию Роману Григорьевичу в Одессе составил его тёзка Роман Рубенович Гай-Крестовский. В его любительской студии, кстати, недавно переименованной из «Галатеи» в учебно-экспериментальный театр «На Канатной», играют врачи, учителя, представители других профессий, которым хочется исполнить неосуществлённую ранее мечту – попробовать свои силы на сцене.

«Всё произошедшее я могу охарактеризовать как недоразумение, – говорит Роман Рубенович. – Наш коллектив и театром-то в полном смысле слова назвать нельзя. Да, мы дали спектакль несколько раз, продавали билеты, но основную часть нашего маленького зала занимали родственники, друзья, сослуживцы артистов, с которых денег, естественно, не брали. А те немногие билеты, которые были проданы, помогли восполнить затраты на электроэнергию, на чай и кофе, которые предлагали зрителям бесплатно. Лично я работаю здесь на общественных началах, три-четыре раза в неделю приезжаю из Ильичёвска, просто не могу усидеть на пенсии, оставить профессию, преподаю актёрское мастерство. Я в искусстве с 1968 года, работал и в театре и на киностудии, знаю, что такое авторское право, и если бы намеревался создать прокатный спектакль в полном смысле этого слова, безусловно, обратился бы к драматургу за разрешением. В своё время я учился в Москве, у нас есть общие знакомые с Красногоровым, я мог бы просить их поговорить с ним, но унижаться не намерен, никакого криминала в моих действиях нет».

«Я не могу быть продюсером, что уже признал и суд, ведь денег в постановку не вкладывал и выгоду не извлекал, оказывал добровольную безвозмездную помощь коллективу, – добавляет Александр Перуцкий. – Следующее судебное заседание уже обращено против режиссёра. Но, думаю, серьёзных обвинений тут быть не может. Закон позволяет использовать в учебных постановках фрагменты любых пьес, и при этом использовать лучших авторов, конечно. Мы как женихи, украинские парубки, которые ухаживают за дочерью-пьесой отца-драматурга. А что делают отцы в таких случаях? Кто-то просто журит женихов, а кто-то и хватается за двустволку. Мы высоко ценим пьесы Валентина Красногорова (к сожалению, в афишу вкралась ошибка, фамилия автора была напечатана «Краснагоров», в этом виновата была девочка, которая делала компьютерную вёрстку). Мы, скорее всего, просто недоработали процессуальный вопрос. Со своей стороны буду искать пути возможного примирения с автором, мне очень понятна его позиция».

По мнению Перуцкого, сегодня между участниками конфликта оказалось слишком много посторонних лиц. Александр Владимирович готов пригласить в Одессу и принять драматурга за свой счёт, показать работы коллектива, фестиваль «Алые паруса», который помогает проводить, чтобы Красногоров «убедился в чистоте наших намерений».

Будем надеяться, все претензии автора в конечном итоге будут удовлетворены мирным путём. Не то коллективам, подобным театру «На Канатной», придётся постигать актёрское мастерство исключительно на классическом материале. Либо писать пьесы самим...

Автор: Мария Гудыма

1
Скачивайте мобильное приложение ТАЙМЕРА для вашего мобильного телефона на iOS или Android!
Чтобы оставить комментарий, авторизируйтесь через свой аккаунт в

Новости партнёров: