Главная / Статьи

 

Хроника дня

Секс до, после и вместо. Быть меценатом в Одессе небезопасно

Любите Шекспира, друзья!

Громкий судебный процесс, показательный для всей театральной Украины, близится к концу. Известный одесский предприниматель и меценат Александр Перуцкий оказался проигравшей стороной в Приморском и Апелляционном судах Одессы и подготовил кассационную жалобу. Чем дело кончится — увидим в самом ближайшем будущем. Но некоторые выводы сделать уже пора.

Суть дела ТАЙМЕР уже освещал нынешним летом.

Вкратце напомним, что претензии к театральному коллективу «Галатея» (по сути, это кружок самодеятельности), поставившему спектакль под названием «Давай займёмся…» (авторское название — «Давай займёмся сексом!»), предъявил известный драматург из России Валентин Красногоров (Файнберг). В ходе судебного процесса выяснилось, что с любителей много не взыщешь, и взыскать в пользу драматурга компенсацию за нарушение авторских прав в размере 65 тысяч 640 гривен (плюс судебный сбор — 656 гривен 40 копеек) суд решил с владельца помещения, где выступал драмкружок. Дескать, Александр Перуцкий является продюсером коллектива, вот пусть и отвечает.

Адвокат Александра Перуцкого Олег Засядьвовк напомнил суду, что статья 1 Закона Украины «О театрах и театральном деле» определяет театрального продюсера как юридическое либо физическое лицо, которое обеспечивает финансирование, организацию создания, публичного исполнения и (или) публичного показа театральной постановки, гастрольных мероприятий. Но ведь Александр Владимирович просто предоставлял, причём безвозмездно, в своём театре-галерее помещение любителям.

Логично было бы сделать вывод: ответчик (стопроцентно ненадлежащий ответчик!) является не продюсером, а меценатом. Между тем закона о меценатстве в Украине до сих пор нет. Думается, это обстоятельство сыграло роковую роль в судебных прениях.

Инженер-электрик по профессии, ныне владелец магазина свадебной и вечерней моды, Перуцкий имел некий сантимент ко всему, что связано с искусством, давно. Даже пьесы пробовал и пробует писать, и чувства Валентина Самуиловича ему отчасти понятны. Сегодня в его театре-галерее на Канатной регулярно встречаются поэты и певцы, впоследствии заявляющие о себе на популярных телешоу. Финалист щоу «Голос страны» Стас Конкин, например, уже приходит сюда, чтобы посоветовать начинающим, как заниматься своей раскруткой, на что обращать внимание, чего избегать. Обладминистрация ждала до Нового года предложений для оказания государственной поддержки этому культурному начинанию, но Александру Владимировичу не до того было, занимался судами… Так ничего и не попросил. Не сделал такой привычки — просить, всю жизнь стремился давать.

Театралы, создавшие ему такие проблемы, не изгнаны, напротив, продолжают репетировать и играть спектакли в его помещении. Консул Грузии Теймураз Нишнианидзе с января учредил ежемесячную стипендию для самого юного артиста в размере 500 гривен из личных средств. Группа «Волшебная лира» показывает здесь цикл музыкально-поэтических программ «Голоса Серебряного века». Большой приверженец системы Станиславского, Перуцкий делится своими знаниями с городом: ведёт мастер-класс по актёрскому мастерству в Израильском культурном центре (и даже так!), помогает школьному театру гимназии №1 имени Аллы Быстриной, опять-таки бесплатно предоставляет зал для репетиции спектаклей «Театра на Нежинской», подружившись с одесским драматургом Александром Марданем. Зарабатывая в наше непростое время деньги, старается пользу приносить культурной общественности города.

А хотел бы украсть пьесу у драматурга — использовал бы, как то водится, без указания авторства (или с ложным авторством), всё бы отрицал в суде, текст объявил бы утерянным, и обвинить его было бы невозможно. Да и не вторгался в деятельность драмкружка Александр Владимирович, не устаёт повторять его защитник.          

Представляя пострадавшую сторону (хотя, какие страдания, какой ущерб можно понести от исполнения части твоего текста четырьмя учителями да терапевтами, — большой вопрос), то есть драматурга, адвокат Анатолий Фёдоров привёл в судебном заседании текст одного любопытного письма, полученного Валентином Самуиловичем из далёких Соединённых Штатов Америки:

«Моё имя Киллиан Репаски. Я живу в Джексонвилле, штат Флорида. Я старшеклассник в средней школе, а также член Международного драматического общества. Мой друг и я хотели бы исполнить на районном конкурсе МДО сцену из пьесы «Давай займёмся сексом!». Однако, чтобы сделать это, я должен или купить у вас текст, или получить разрешение на исполнение этого отрывка. Пожалуйста, дайте мне знать как можно скорее, возможно ли это».

«Надеюсь, что и наше общество рано или поздно дойдёт до того уровня развития правового сознания, когда руководители театров поймут вещи, которые очевидны даже американскому школьнику», — резюмировал адвокат.

Я, в свою очередь, надеюсь, что ни одному украинскому школьнику, с другом или подругой, не придёт в голову исполнять публично тексты подобного рода: «Нет, я просто восторженная и романтичная. Я всё время ищу. Ни дня без строчки. Ни часу без приключений. И всё равно скучно. Надоело искать. Хочется чего-нибудь постоянного и стабильного. Стабильного секса. Каждый день. Каждый час. Секс рано утром. Секс поздно утром. Секс на работе. Секс вечером перед телевизором. Секс до. Секс после. — После чего? — После всего. До всего. Вместо всего. Всегда. Везде. Со всеми. Если бы я не знала, что я сумасшедшая, я бы подумала, что схожу с ума».

Адвокат также обратил внимание суда на склонность злонамеренного Перуцкого… к рецидиву: «А покамест ответчик продолжает нарушение авторских прав. Так, с августа 2012 года в «театре» Перуцкого было инсценировано одно из произведений Михаила Зощенко с участием того же режиссёра и тех же актёров. Ответчик проигнорировал то обстоятельство, что имущественные авторские права на произведения Михаила Зощенко действительны 70 лет с года смерти автора, то есть до 2029 года…»

Видя такую «картину маслом», попахивающую уже, на минуточку, уголовной ответственностью, Александр Владимирович срочно связался с наследницами Зощенко, которые сперва удивились: «Мы не против дать разрешение, но вы же самодеятельность, зачем вам это нужно?» — а потом, узнав о прецеденте, дали заверенное нотариусом по всей форме согласие. Потому что, дорогие театральные деятели, согласие автора использовать его пьесу безвозмездно не имеет никакой юридической силы, если оно получено по электронной почте в частной переписке. И никто не помешает драматургу, любезно написавшему вам ласковое письмо, тут же, как выразился бы тот же Зощенко, «вчинить иск». Любите Шекспира, друзья! Или пишите пьесы сами — что делать, время нынче такое.

В частных разговорах юристы утверждают, что в Украине давно и систематически нарушаются авторские права, Александру Перуцкому не повезло оказаться первым участником показательного процесса. Однако он надеется на торжество здравого смысла и справедливости, да и того же закона, который его должен защитить, его, мецената с неопределённым статусом. При таком подходе, который был продемонстрирован в упомянутом процессе, поддерживать искусство никто не решится, в прямом смысле слова себе дороже. В зале суда не будет учтено, что использовалось произведение живого или недавно жившего автора, например, на школьном утреннике, куда билеты вообще не продаются.

А что будет делать Александр Перуцкий, если, паче чаяния, его кассационная жалоба не будет поддержана?

«Выплачивать указанную сумму, — говорит меценат. — Ко мне уже обращаются мои добрые знакомые, наши студийцы, театральные люди и просто любители искусства, выражающие готовность объявить сбор средств и помочь собрать деньги. Не в них же дело, в конце-то концов…»

Видимо, для другой стороны дело только в деньгах. Иначе, что ни говорите, имущественные претензии были бы сняты, а конфликт улажен мирным путём, как это обычно и делалось в театральной семье, где профессионалы никогда не враждовали с любителями, напротив, всячески старались им помочь. Любитель — он же на любительской сцене таковым является, а в других театральных залах становится самым внимательным и благодарным зрителем, а сколько профессионалов вышло из студийной среды — не мне Валентину Самуиловичу объяснять, с его-то опытом жизни и работы в СССР. Это я к тому, что сегодня модно объявлять здравый, человечный подход к делу «совковым» (с презрительной интонацией) и ставить финансовый вопрос во главу угла. Стоит оно того?..

Автор: Мария Гудыма

1
Скачивайте мобильное приложение ТАЙМЕРА для вашего мобильного телефона на iOS или Android!
Чтобы оставить комментарий, авторизируйтесь через свой аккаунт в

Новости партнёров: