Главная / Статьи

 

Материалы по теме

Новости Одессы

Нацсовет по телевидению проверит телеканалы, которые не скорбели по Петлюре

Национальный совет по телевидению и радиовещанию проведёт внеплановые проверки телеканалов, которые не выполнили требования законодательства в сфере правил вещания в день траура по Симону Петлюре 25 мая.

Хроника дня

За что наш земляк убил Симона Петлюру, или Зачем Украине антисемитская репутация?

Укрепляя государственную идеологию, Украина рискует всерьёз подорвать свой международный имидж.

Париж. 25 мая 1926 года. К немолодому лысеющему человеку с военной выправкой, разглядывающему витрины магазинов на углу бульвара Сен-Мишель и улицы Расина, подходит невзрачно одетый мужчина характерной еврейской внешности. Вопрос, который он задал своему собеседнику, вряд ли расслышали гуляющие парижане, да и прозвучал он к тому же на незнакомом им украинском языке. Однако последовавшие за ответом выстрелы они услышали наверняка.

  

Лысеющим военным был глава Директории Украинской народной республики, главный атаман войска и флота УНР Симон Петлюра, и то были последние мгновения его жизни: через 15 минут после того, как смертельно раненого Петлюру доставили в расположенный неподалёку госпиталь «Шарите», тот скончался, не приходя в сознание.

Его убийцей был уроженец Измаила Самуил Шварцбурд. Сделав три роковых для Петлюры выстрела, он не стал покидать место преступления, а спокойно дождался полицию, добровольно сдал стражам порядка револьвер и заявил, что застрелил убийцу своей семьи.

 
Похороны Петлюры 

Кровная месть Самуила Шварцбурда

Биография Самуила Шварцбурда необычна даже для его бурного времени. Он родился в Измаиле 18 августа 1886 года. С молодости увлёкся идеями анархизма, активно участвовал в революционной деятельности, несколько раз был арестован за радикальные политические взгляды. После разгрома революции 1905-го года вынужден был бежать из Российской Империи. К 1910 году осел в Париже, где открыл часовую мастерскую. Но спокойная жизнь была не для него: с началом Первой Мировой войны Шварцбурд вступает во Французский иностранный легион. На протяжении последующих трёх лет он участвует в сражениях на полях Западной Европы, получает в награду за доблесть Военный крест, а в битве на Сомме – тяжёлое ранение, после которого вынужден оставить военную службу.

 
Самуила Шварцбурд 

Но вернуться к мирной жизни во французской столице Шварцбурду не суждено: весть о победе в России Февральской революции побуждает его вернуться на родину. Здесь он вступает в отряд Котовского и вместе с ним воюет на стороне большевиков то против белых, то против польской армии, то ещё Бог знает, против кого…

Как и многие другие анархисты, Шварцбурд не сошёлся с советской властью: в конце 1920-го года Шварцбурд снова покидает родные края и возвращается в Париж, где опять открывает часовую мастерскую. Он открывает в себе поэтический талант: в том же 1920 году он выпускает свой первый поэтический сборник «Мечты и действительность».

Однако Шварцбурд не оставляет и политической деятельности, в частности, тесно сотрудничает с местными анархистами – как французскими, так и, подобно ему самому, эмигрировавшими из России, в т.ч. и с самим Нестором Махно.

В 1925 году Шварцбурд узнаёт из газет, что в Париже находится бывший глава УНР Симон Петлюра – человек, которого он считает виновным в смерти тысяч своих соплеменников-евреев в результате погромов, устроенных подчинёнными Петлюре войсками УНР. Среди убитых в ходе погромов – и семья Шварцбурда, так что его стремление воздать Петлюре по заслугам продиктовано и личными мотивами.

Симон Петлюра и еврейские погромы

Факт массовых расправ над евреями во время Гражданской войны на Украине не оспаривается даже наиболее ярыми сторонниками главного атамана УНР. В частности, по данным специальной комиссии Красного креста, в ходе этих погромов были убиты по крайней мере 50 тысяч евреев различного пола и возраста. Британский историк Норман Конн оценивает число жертв погромов в 100 тысяч человек. Всё это сопровождалось грабежами, изнасилованиями и тому подобным.

Еврейские погромы стали буквально бедствием после разгрома петлюровских частей в 1919-м, когда отступающая под ударами большевиков армия, к тому моменту уже больше напоминавшая банду, буквально громила и грабила еврейские кварталы Киева, Житомира, Бердичева и Хмельницкого. История еврейских погромов Гражданской войны нашла отражение в еврейской культуре – русскоязычным читателям, например, может быть известна «Песня про Подол» Григория Бальбера («в эти двери сотни пуль всадил петлюровский патруль…»).

Петлюра вряд ли был фактическим организатором погромов: Директория УНР не была антисемитским государством, здесь формально было гарантировано равноправие евреев и даже существовало министерство по еврейским делам. Однако по мере того, как его войска терпели поражения, и дисциплина в них падала, «низовой», «народный» антисемитизм рядовых, а также младших офицеров прорывался наружу – тем более, что на несчастных евреях банально вымещали гнев за неудачи на фронте. Возможно, были антисемиты и среди ближайших соратников Петлюры: так, в докладе, подготовленном в 1926 году (как раз в связи с делом об убийстве Петлюры) французским журналистом Бернаром Лекашем говорится, что военный министр УНР, атаман Всеволод Петров заявлял, что «еврейские погромы – это наше знамя».

Что же касается самого Петлюры, то он, по всей видимости, не мог и не хотел препятствовать жестокостям своих подчинённых. Тот же Лекаш утверждает, что одной из еврейских делегаций, протестующих против погромов, Петлюра заявил: «Не ссорьте меня с моей армией».


Жертвы петлюровского погрома в Проскурове. Февраль 1919 г.

Дело Шварцбурда

После убийства Петлюры Самуил Шварцбурд был арестован и предстал перед судом. Однако процесс с самого начала развивался в довольно специфической обстановке: в защиту человека, «казнившего убийцу», вступились такие видные люди того времени, как писатель Ромен Роллан, художник Марк Шагал, физик Альберт Эйнштейн и многие другие. Перед судьями выступили более 180 свидетелей, развернувших действительно пугающую картину еврейских погромов на Украине в 1919-1920 годах. Процесс, начавшийся 18 октября 1926 года, продлился всего восемь дней. Шварцбург был оправдан и вышел на свободу из зала суда под восхищённые приветствия толпы парижан.

 
Шварцбард на скамье подсудимых  

Вердикт французских присяжных вряд ли можно считать актом чисто юридического свойства – в конечном итоге, по формальным признакам Шварцбурд был виновен. Здесь скорее идёт речь об «этико-политическом» приговоре, которых немало в истории французской Фемиды: оправдав Шварцбурда, суд выразил солидарность с жертвами еврейских погромов и – косвенно! – осудил Симона Петлюру, чьи действия или даже бездеятельность сделали возможными все эти ужасы.

После суда Шварцбурд занимается литературной и общественной деятельностью. В 1937 году он переезжает в США, а в 1938 году умирает в Кейптауне (Южная Африка) от сердечного приступа.

Шварцбурд оставил довольно богатое литературное и публицистическое наследие, а главное – сам стал героем целого ряда литературных произведений. В частности, образ Шварцбурда увековечил Анри Барбюс, а пьеса о жизни Шварцбурда шла на подмостках еврейских театров Европы вплоть до Второй Мировой войны. В 1967 году прах Шварцбурда торжественно доставляют в Израиль, где он находит последнее пристанище на кладбище  мошава Авихаиль. Его имя носят улицы нескольких израильских городов, в т.ч. в Беер-Шеве.

Новый поворот

3 февраля 2016-го года Верховная Рада Украины принимает решение почтить память Симона Петлюры, отметив траурными мероприятиями 90-летие со дня его убийства.

К личности Симона Петлюры и его роли в украинской истории можно относиться по-разному, и обсуждение этой роли выходит за рамки данной статьи. Но очевидно одно: траур по Петлюре невольно воскрешает в памяти историю его убийства, откуда всего полшага до личности убийцы и его мотивов. Для чего же понадобилось Верховной Раде Украины воскрешать полузабытую историю 90-летней давности – с риском снова вывести в публичную плоскость дискуссию о роли УНР в еврейских погромах 1919-1920 годов? И притом в условиях, когда Украина и так находится «под подозрением» в смысле антисемитизма – благодаря активности в современной Украине различных праворадикальных группировок?

В этом смысле даже не так уж важно, насколько велика доля личной ответственности Петлюры в погромах, творимых его подчинёнными. Даже если поверить украинским историкам и полностью снять с Петлюры вину за бесчинства «атаманцев», то придётся признать, что ответственность за эти зверства несёт, фактически, сам украинский народ!

Если уж существует политическая необходимость в дополнительной героизации Симона Петлюры, то неужели нельзя было выбрать для этого какой-нибудь иной, менее обременённый скандальными обстоятельствами повод?

5
Подписывайтесь на наш канал в Telegram @timerodessa (t.me/timerodessa) - будьте всегда в курсе важнейших новостей!
Чтобы оставить комментарий, авторизируйтесь через свой аккаунт в

????????...

Видео

Восстановленный дом Руссова: каким он будет?

Журналисты ТАЙМЕРА облетели дом Руссова с помощью дрона, чтобы составить представление о том, какой будет достопримечательность Одессы после завершения её реставрации.

Инфографика



????????...