Главная / Интервью

Хроника дня

«Чаще слушать сердце, чем голову»: как в Одессе танцуют индийские храмовые танцы

Вице–президент Федерации йоги Юга Украины, преподаватель осознанности, медитации и индийских танцев Алёна Ступина — о плавных движениях и хлёстких ударах, многозначительных жестах и экзотических образах, трёх уровнях погружения в танец и девяти главных эмоциях.

«Чаще слушать сердце, чем голову»: как в Одессе танцуют индийские храмовые танцы

— Расскажите о том, что представляют собой индийские храмовые танцы в общем и целом. Каковы их наиболее характерные особенности?

— Индийский храмовый танец — не совсем танец в нашем понимании слова: в данном случае речь идёт не о приятном развлечении, а скорее об искусстве или даже об отдельном специфическом направлении йоги. Несмотря на кажущуюся лёгкость и пластичность, это очень сложный вид искусства, на освоение которого уходят годы кропотливой работы. Для того чтобы изучить все тонкости, нужно, во–первых, как следует поработать над памятью и вниманием, координацией движений и чувством ритма: в одном танце задействуются почти все части тела — руки, ноги, стопы, кисти, пальцы, глаза, лицевая мимика. Во–вторых, требуется хорошая физическая и волевая подготовка, а также выносливость: даже мне, человеку, который много лет занимается йогой, было на первых порах очень сложно. Индийские храмовые танцы, как и любая другая духовная практика, вводят тебя в состояние внутренней ясности и осознанности. Правда, если во время занятий йогой для достижения подобного эффекта нужно пару часов просидеть в различных асанах, не забывая при этом следить за дыханием, то тут достаточно буквально нескольких движений, чтобы погрузиться в мир отрешённости от суетных мирских переживаний и обрести внутреннюю гармонию. А ещё во время танца очень важно учиться слышать и чувствовать тонкости и нюансы, ведь индийская народная музыка по своему стилю и манере исполнения куда сложнее, чем привычная нашему уху европейская.

«Чаще слушать сердце, чем голову»: как в Одессе танцуют индийские храмовые танцы

Интересно, что классический индийский храмовый танец, включающий в себя шесть основных стилей и направлений, сформировавшихся в период с V века до нашей эры по V век нашей эры, полностью сохранил свою историческую аутентичность. В нём нет места импровизации, хотя я сама, к примеру, очень люблю творческие эксперименты, — только чёткая структура и строгие рамки, в которых можно двигаться. Наглядным подтверждением соответствия первоисточникам могут служить многочисленные барельефы на стенах сохранившихся до наших дней древних храмов, изображающие танцующих людей и богов. Вообще, если верить индийской легенде, боги создали Землю из пыли во время танца, придуманного отцом–основателем йоги — богом Шивой. Один из наиболее популярных стилей индийского танца, зародившийся на юге Индии, в штате Тамилнад, которым, в частности, вот уже лет 10 увлекаюсь и я, носит название бхаратанатьям. Согласно одной из трактовок, этот стиль был назван в честь древнеиндийского мудреца Бхараты, автора «Натьяшастры» — одного из наиболее известных трактатов о музыке, театре и танце. По другой версии, слово бхаранатьям представляет собой аббревиатуру — сокращение из четырёх фундаментальных терминов, лежащих в основе танцевального искусства: бха происходит от «бхава» — чувства и эмоции, ра — от «рага», что означает мелодия, та обозначает «талам» — ритм и, наконец, «натьям» — это, собственно, и есть танец.

«Чаще слушать сердце, чем голову»: как в Одессе танцуют индийские храмовые танцы

— Какая градация мастерства существует в рамках индийского храмового танца? Какие ступени самосовершенствования нужно пройти на пути к овладению этим искусством, какие умения и навыки необходимо постичь в процессе?

— Индийские храмовые танцы имеют три уровня погружения и вовлечённости в процесс: физический, эмоционально–интеллектуальный и духовный. На первом, физическом уровне мы занимаемся всесторонним оздоровлением организма. Классическая базовая позиция для исполнения индийского храмового танца уже сама по себе представляет серьёзное испытание для неподготовленного человека: прямая спина, полусогнутые ноги с широко раздвинутыми коленями, поднятые над головой руки. Попробуйте хотя бы просто постоять в этой позе пару-тройку минут и не свалиться от усталости и напряжения — на первых порах так и кажется, будто бы руки и ноги сейчас отвалятся! «Выстраивание» позвоночника ведёт к его укреплению и нормализации работы всех внутренних органов, выравнивание спины помогает расширить грудную клетку, нагрузка на ноги обеспечивает хорошую растяжку и улучшение циркуляции крови в области таза. Хлёсткие, жёсткие удары стопами об пол во время танца — замечательный массаж всех активных точек: по традиции мы всегда танцуем босиком, и неважно, что сейчас под ногами — бетонный пол, горячий асфальт, рваный линолеум или раскалённая сцена, хотя в нашем тренировочном зале пол, конечно, ровный и гладкий. Ну а непрерывные движения рук, кистей и пальцев не только способствуют глубокой проработке всех мышц, связок и сухожилий, но и позволяют придать самим рукам красивую форму.

«Чаще слушать сердце, чем голову»: как в Одессе танцуют индийские храмовые танцы

Помимо всего прочего, в любом танце активно задействуется шея, движения которой в горизонтальной плоскости помогают бороться с остеохондрозом и снимать напряжение, а также активно участвует лицо: вращение глазами в разные стороны поддерживает в тонусе мышцы аккомодации и укрепляет зрение. В общем, индийский храмовый танец на первых порах — замечательная тренировка, обеспечивающая равномерной нагрузкой практически все мышцы человеческого тела, освобождающая от блоков и зажимов, увеличивающая подвижность суставов и так далее. Причём, если во время занятий бегом или аэробикой ты непрерывно расходуешь энергию и тратишь силы, то тут всё происходит с точностью до наоборот: во время танца сердце работает без перегрузок, а организм не устаёт, а как будто бы напитывается силой, ощущением ясности и бодрости! Любопытно, что в процессе танца мы учимся как бы разделять своё тело напополам, рассинхронизировать движения различных конечностей: верхняя часть туловища движется плавно и неспешно, а ноги в это время отбивают чёткий и выверенный ритм. Таким образом, мы на собственном примере опровергаем логический принцип исключённого третьего: подключая к активной работе сразу оба полушария головного мозга, человек может одновременно быть твёрдым и мягким, подвижным и устойчивым, плавным и ритмичным, собранным и пластичным и так далее. Более того: примерно через год упорного труда, включающего не только мышечную нагрузку, но и мозговую деятельность, девочки–танцовщицы с удивлением отмечают улучшение памяти, повышение способности концентрироваться на поставленной задаче и прочие приятные обновления организма.

«Чаще слушать сердце, чем голову»: как в Одессе танцуют индийские храмовые танцы

Второй уровень — эмоциональный: здесь мы учимся с помощью мимики и жестов отображать в танце различные чувства. В индийских храмовых танцах бхаранатьям существует 28 движений одной рукой и ещё 24 двумя, причём один и тот же жест в зависимости от контекста может обозначать до 10 и более различных понятий и смысловых оттенков. Интересно, что между древнейшими жестами и их современными аналогами порой встречаются удивительные параллели. Помните, как в детстве забывались все конфликты и ссоры: «Мири–мири навсегда, сори–сори никогда»? Так вот: в танцевальной эстетике скрещённые мизинцы рук обозначают любовь! В качестве другого любопытного примера можно привести привычный для всего цивилизованного мира одобрительно поднятый большой палец: в индийской традиции он обозначает нечто божественное.


Для того чтобы передать в танце то или иное настроение, в бхаранатьям предусмотрены девять различных рас — привкусов/ чувств/эмоций, которыми мы стараемся поделиться со зрителем. Сюда относится Шринагара — любовь во всех смыслах этого слова, будь то любовь матери к ребёнку, человека к Богу или юной девушки к своему избраннику, Вира — героизм, Раудрам — гнев, изображаемый обычно с помощью прищуренных глаз и ударов стопами об пол. Таким образом, кстати, можно отлично трансформировать эмоции — весь негатив уходит в землю, хотя сам пол и всё здание при этом буквально ходит ходуном, особенно если танцует большой коллектив. Далее идут Бибатшья — отвращение, Хасья — смех во всех своих проявлениях, от лёгкой улыбки до заливистого хохота, Адбхута — удивление, Бхаянака — страх, Каруна — сострадание и Шанта — покой, умиротворение.

Интересно, что, в отличие от системы Станиславского, танцовщица индийского танца не должна любить и страдать по–настоящему, а только изображать то или иное чувство. Как будто бы во время танца ты вспоминаешь какую-то волнующую историю, возобновляешь её внутри себя и делишься ею с окружающими, но не позволяешь эмоциям захлёстывать тебя целиком — показываешь всё как бы со стороны. К тому же чувства, выражаемые с помощью всех доступных средств — дыхания, телодвижений, мимики и прочего, положено демонстрировать чуть более утрированно, чем в реальной жизни. А вот сама танцовщица, несмотря на веющие вокруг враждебные и суетные вихри, в идеале должна пребывать в состоянии внутреннего спокойствия и невозмутимости — как обычно изображают бога Шиву, с лёгкой улыбкой умиротворения на лице.

«Чаще слушать сердце, чем голову»: как в Одессе танцуют индийские храмовые танцы


Наконец, на третьем, духовном уровне погружения в танец мы учимся служению и преданности высшим силам, стараемся взрастить и развить в себе одухотворяющую любовь к божественному началу, осознать ту нехитрую мысль, что всё вокруг наполнено космической благостью, и каждая из нас — неотъемлемая составная часть большого и прекрасного мира. Регулярные занятия индийским танцем утончают восприятие окружающей действительности, помогают человеку расти и развиваться не только в физическом, но и в морально–духовном плане, повышают этическую планку оценки собственных действий, помогают трансформировать привычные качества в нечто большее — например, перейти от обычного плотского удовлетворения к высшему духовному удовольствию, и так далее.

«Чаще слушать сердце, чем голову»: как в Одессе танцуют индийские храмовые танцы

— Но ведь зрители, сидящие в зале, вряд ли понимают подлинный смыл демонстрируемых на сцене жестов и телодвижений. Как вам удаётся наладить контакт с аудиторией, чтобы люди хотя бы в общих чертах понимали суть происходящего на сцене?

— Каждый жест, каждое движение в индийском храмовом танце имеет какое–то определённое значение, смысл которого, разумеется, далеко не всегда понятен зрителю. Поэтому перед каждым выступлением мы обычно даём небольшую вводную — рассказываем, о чём повествует тот или иной танец. Вместе с тем бхаранатьям — удивительно многогранная штука, которую совсем необязательно постигать на уровне разума: достаточно общего понимания, что происходит на сцене, и внутренних сопереживаний главным действующим лицам. То есть мы не ставим перед собой задачу посвятить смотрящего во все детали древнеиндийского эпоса: танцовщица в данном случае выступает в роли своеобразного медиума — проводника между очень тонким (сродни медитативному) состоянием, открывающимся в танце, и зрителями, сидящими в зале. В идеале, конечно, каждый созерцающий должен проникнуться сценическим действом до глубины души и двигаться с ним в общем потоке — затаивать дыхание, испытывать страх, гнев, сострадание вместе с танцовщицами: эстетическое удовольствие должно плавно переходить в духовное переживание. Это тем более интересно, поскольку каждая танцовщица по ходу выступления примеряет на себя множество ролей: как правило, поворот вокруг своей оси обозначает смену амплуа, переход, к примеру, от изображения бога Шивы к демонстрации верного и преданного служения ему.

К сожалению, на практике сопереживание у зрителя включается далеко не всегда, но мы над этим работаем! Правда, иногда бывает и наоборот: чересчур впечатлительные зрители до такой степени переживают из–за происходящих на сцене событий, что начинают активно выражать обуревающие их чувства с помощью мимики, выкриков и жестов, тем самым путая и сбивая девочек, мешая им продолжать своё танцевальное повествование — над этим мы тоже работаем!

«Чаще слушать сердце, чем голову»: как в Одессе танцуют индийские храмовые танцы

— Как обычно проходят ваши занятия и тренировки? Сколько длится классический индийский храмовый танец? Что представляет собой контингент ваших учениц? Если в ли в бхаранатьяме место мужчинам? Сколько нужно учиться, чтобы стать профессионалом? Из каких деталей и элементов состоит сценический образ танцовщицы — и что все они означают?

— В начале и в конце каждого занятия мы исполняем символическое благодарственное приветствие Богу, учителю и матери–земле. Таким образом мы как бы просим у высших сил благословения, помощи и поддержки во всей последующей деятельности, и одновременно — прощения у земли за то, что по ходу танца громко топаем и беспокоим её. Танцуем, как я уже говорила, исключительно босиком, чтобы быть ближе к земле и окружающей природе, заодно проверяя и тестируя самих себя на прочность — какие испытания я готова пройти ради достижения желанной цели?! Стоит отметить, что за последние восемь лет, на протяжении которых я веду занятия, никто из девочек ни разу не повредился и не простудился — всех поддерживает внутренняя энергия, благосклонно настроенные природные силы и преданность любимому делу.

Вместе с тем нельзя не признать, что такое самобытное направление развития и самосовершенствования как индийский храмовый танец, несмотря на всю экзотичность и оригинальность, не пользуется большой популярностью ни в мире, ни тем более в нашей стране ввиду своей сложности. Здесь нельзя прийти раз в неделю, чтобы просто подвигать бёдрами, и нельзя работать на автомате — поставленных целей и ощутимых результатов можно достичь только с полным включением и погружением в процесс. Различные индийские танцы развлекательного плана, которые можно увидеть в кино, ночных клубах, на свадьбах и вечеринках, не имеют ничего общего с классикой жанра: овладеть ими куда проще, поэтому, разумеется, популярность исполняющих подобные стилизации коллективов существенно выше, а их количество и вовсе растёт не по дням, а по часам.

«Чаще слушать сердце, чем голову»: как в Одессе танцуют индийские храмовые танцы

Среднестатистический индийский храмовый танец в стиле бхаранатьям длится от трёх до шести минут: это, с одной стороны, оптимальное время, на протяжении которого зритель не успевает заскучать, а с другой — вполне приемлемая нагрузка для профессиональной танцовщицы. Хотя бывают, конечно, и длинные танцы — продолжительностью до 10 минут и более. В качестве танцевальных сюжетов обычно используется древнеиндийский эпос и легенды о богах, их чудесных превращениях и захватывающих приключениях: в нашем репертуаре, к примеру, есть танцы о Шиве, Кришне, Вишну, о Раме и его любви к Сите. Сюжеты по большей части вращаются вокруг победы добра над злом, самоотверженности и героизма, с помощью которых герою удаётся повергнуть злых демонов, и тому подобных вещей. Тренировки, как правило, проходят под чёткий и выверенный ритм, который я напеваю голосом, параллельно отбивая тот или иной счёт с помощью ударов специальной палочкой о брус дерева, этот народный инструмент называется талам, или просто хлопая в ладоши. Ну а во время выступлений, конечно, используется соответствующая аутентичная музыка и пение — в записи или живом исполнении, хотя последнее, по нынешним меркам, стоит весьма недёшево.

«Чаще слушать сердце, чем голову»: как в Одессе танцуют индийские храмовые танцы


В моей группе занимается в среднем от 5 до 10 человек самого разного возраста — есть молодые девушки 25-28 лет, а есть и зрелые женщины за 50: с возрастом и опытом приходит возможность передать собственное состояние зрителю на более глубоком уровне, «достучаться» до каждого сидящего в зале. Наш коллектив носит звучное название «Нупур», что в переводе с санскрита, да и с хинди означает «Колокольчики», а точнее — браслет с колокольчиками на ноге танцовщицы, который также принимает участие в создании музыкального сопровождения для танца.

Мужчины тоже вполне могут пробовать свои силы в индийском танцевальном искусстве — правда им, наверное, труднее изображать столь богатую и пёструю гамму эмоций. Любой танец можно исполнять как соло, так и в коллективе, причём число участниц зачастую не имеет особого значения. Во время выступления большого коллектива танец часто разбивается на отдельные роли. Так, например, во время празднования 10-летия дружбы между Украиной и Индией на киевской сцене танцевали человек 20, и каждый исполнял свой собственный кусочек сценария: красивый длинноволосый парень играл бога Шиву, была своя прима и обычные танцовщицы — всё вместе выглядело очень красиво.

«Чаще слушать сердце, чем голову»: как в Одессе танцуют индийские храмовые танцы

Что же касается времени обучения, то тут всё очень по–разному. В Индии искусству ритуального танца учатся с самого детства: три года уходит только на чисто физические техники, направленные на разработку тела. Затем осваиваются специфические движения для рук и ног, и лишь после этого переходят к языку эмоций и жестов — в общем и целом программа обучения предусматривает шесть лет усидчивого и кропотливого труда. Кстати, любая благовоспитанная девочка из хорошей индийской семьи обязательно должна уметь танцевать классические танцы, хотя обучение и музыка стоят довольно дорого. Разумеется, наши люди не могут себе позволить уделять столько времени пусть даже самому горячо любимому делу: мы, например, занимаемся с девочками дважды в неделю в течение полтура часов. Я обычно предлагаю начать с ритмичных ударов стопами об пол, прочувствовать своё тело и освоить координацию движений, но уже буквально через пару занятий перехожу к комбинациям различных техник и практическому освоению кусочков танцевальных композиций. Самые серьёзные трудности, как ни странно, наблюдаются с выражением эмоций: злость, отвращение и гнев идут из людей, что называется, на ура, а вот всему остальному — любви, умиротворению, смеху и так далее — многим приходится долго и старательно учиться.

«Чаще слушать сердце, чем голову»: как в Одессе танцуют индийские храмовые танцы

Отдельно необходимо рассказать и о такой неотъемлемой составляющей индийского танца, как прекрасный и чарующий образ его исполнительницы. Каждый элемент одеяния танцовщицы имеет определённый смысл — чаще всего несёт какие–либо защитные функции, помогает раскрывать в себе творческий потенциал, уравновесить энергетический баланс и так далее. В качестве базовых элементов одежды обычно используются традиционные шёлковые индийские сари, яркие кофточки чоли, штанишки с длинной «мотнёй», веером расходящейся между ногами, или пёстрая юбка. Особой популярностью пользуются красный, кирпичный, зелёный цвета, хотя тут всё меняется в зависимости от моды: были времена, когда многие танцевали в белых, синих и даже чёрных одеждах.

Особое место занимают разнообразные украшения для головы, шеи, груди, запястий и щиколоток — серьги, кулоны, обручи, браслеты, колокольчики, цветочные букеты: каждое украшение обычно располагается в районе какого–либо важного энергетического центра или чакры. Так, например, классическая красная точка на лбу является напоминанием о том, что я, как и всё живое вокруг, являюсь частичкой Бога, очищает энергетику внутри и снаружи, да к тому же наносится в месте, где расположен центр познаний. С непривычки, конечно, все полагающиеся к танцу украшения, средний вес которых составляет от двух до трёх килограмм, кажутся невероятно тяжёлыми и громоздкими: непонятно, как с таким грузом можно не то что танцевать, но даже просто двигаться! Но потом постепенно втягиваешься и привыкаешь. А ещё у каждой танцовщицы в идеале должна быть длинная, заправленная за пояс коса, обеспечивающая, как и в славянской традиции, надёжную защиту от дурных взглядов и помышлений.


— Какие курьёзы и приятные неожиданности имели место в вашей танцевальной практике? Что бы вы могли напоследок пожелать читателям ТАЙМЕРА?

— Однажды представители одной известной фармацевтической компании попросили меня выступить и провести мастер-класс для персонала городской клинической больницы № 10 на улице Малиновского. Мой традиционный пёстрый наряд и яркий макияж были встречены персоналом больницы холодными взглядами и скрещёнными на груди руками, а начало выступления — гробовой тишиной. Но уже буквально через несколько мгновений люди стали смягчаться, улыбаться, переживать за мои голые ступни, которым приходилось двигаться по облезлому и грязному линолеуму. Ещё, помнится, подумалось в тот момент, что я, должно быть, сейчас отрабатываю какие–то очень серьёзные вещи. А буквально через год волею судеб я танцевала на сцене одного из самых древних индийских храмовых комплексов Пашупатишварар площадью более 10 тысяч квадратных метров, расположенного в штате Тамилнад — на родине стиля бхаранатьям, да ещё к тому же на празднике Шиваратри — «Ночь Шивы». Видимо, если делаешь то, что должна, Вселенная со временем идёт навстречу, всячески старается помочь и делает вот такие неожиданные подарки…

«Чаще слушать сердце, чем голову»: как в Одессе танцуют индийские храмовые танцы

В заключение хотелось бы ещё раз подчеркнуть один немаловажный момент, который мне удалось осознать в полной мере только благодаря индийским храмовым танцам. Не всегда лучший путь пролегает там, где чувствуешь себя легко и свободно: зачастую развитие связано с преодолением преград и внутреннего сопротивления, приложением серьёзных усилий для достижения цели, необходимостью обратить внимание на различные малозначительные детали и досадные мелочи. Все мы любим быстрые готовые решения: попробовала — не понравилось, не получилось, не удалось — бросила всё, махнула рукой и пошла дальше. И очень мало кто задумывается над тем, почему, собственно, не получилось и не понравилось, возможно, стоит заглянуть в глубину себя, как следует поразмыслить над сутью происходящего, поработать над ошибками и продолжить начатое? Во всяком случае, я желаю всем ищущим и стремящимся к гармонии людям чаще слушать сердце, чем голову!

Беседовал Дмитрий Остапов


13 2
Подписывайтесь на наш канал в Telegram @timerodessa (t.me/timerodessa) - будьте всегда в курсе важнейших новостей!
Чтобы оставить комментарий, авторизируйтесь через свой аккаунт в

Загрузка...

Видео

Об операции по подъёму Delfi рассказали на специальной пресс-конференции

11 сентября в Одессе состоялась пресс-конференция, на которой представители осуществлявших эвакуацию танкера Delfi компаний рассказали подробности операции.

Инфографика



перекредитування онлайн позик
Загрузка...