Главная / Неформат

Хроника дня

Годы игрушек, сластей и сказок. Немецкий фотохудожник пригласил одесситов в свою детскую

Такое вот «Пространство опыта».

До 9 декабря Центр современного искусства Aurum (Торговая, 2) представляет проект Немецкого центра «Баварский Дом Одесса» и Гёте-института — фотовыставку Томаса Шефера.

Года игрушек, сластей и сказок. Немецкий фотохудожник пригласил одесситов в свою детскую

Года игрушек, сластей и сказок. Немецкий фотохудожник пригласил одесситов в свою детскую

Автор родился в 1983 году в Майнце, сейчас живёт в Берлине, некоторое время жил в Сан-Паулу. Изучал архитектуру, но в итоге получил степень бакалавра изящных искусств в Берлинской технической академии искусств. Принимал участие в нескольких международных выставках, жил, путешествовал и работал в Южной Америке, Европе, Юго-Восточной Азии, Западной Африке и Северной Америке. Возвратившись в Германию, он выстроил в студии гиперреалистичные инсталляции, в которых нашлось место игрушкам, настольным лампам, настенным картинкам и вазончикам с комнатными цветами. Все эти мелочи, на первый взгляд, сняты в обжитом доме, но фокус в том, что интерьеры воссоздавались по памяти.

Года игрушек, сластей и сказок. Немецкий фотохудожник пригласил одесситов в свою детскую

Года игрушек, сластей и сказок. Немецкий фотохудожник пригласил одесситов в свою детскую

«Эта выставка — своего рода вызов пандемии, вызов ограничениям, — рассказала директор "Баварского Дома Одесса" Мария Дегтяренко. — Томас не смог приехать, поскольку сейчас болеет, но уже идёт на поправку и напоминает, что искусство не имеет границ. Он просил передать первым посетителям, что влюбился заочно в наш город и в эту галерею и обязательно приедет сюда при первой же возможности. Начав свою карьеру как коммерческий фотограф, Томас в какой-то момент решил обратиться к себе, своим воспоминаниям. Реконструировал интерьеры своего дома, где жил в детстве, и даже нанимал моделей подходящего типажа, чтобы показать членов своей семьи. У папы было своё тайное убежище — гараж, который вы тоже можете видеть на этих снимках. Цель проекта — побудить зрителя вспомнить и восстановить элементы своей детской жизни. Томас получает письма людей, которые посмотрели на эти работы и увидели вдруг своего отца, вспомнили, как сами стояли в пижаме и размышляли: зайти в спальню родителей или не зайти…»

Как подмечала теоретик художественной фотографии Сьюзен Зонтаг, сфотографировать — значит придать значение. Проект Томаса Шефера «Пространство опыта» занят как раз этим (детство, как ни крути, многое, если не всё, определяет в жизни человека), но ещё и дарит свежесть эмоций. А тот факт, что инсталляции после работы были демонтированы, поддержало концепцию эфемерности воспоминаний.

Года игрушек, сластей и сказок. Немецкий фотохудожник пригласил одесситов в свою детскую

Года игрушек, сластей и сказок. Немецкий фотохудожник пригласил одесситов в свою детскую

«Концепция проекта родилась ещё во время учёбы в университете, — комментирует свои работы автор. — Я прочитал книгу Гастона Башляра "Поэтика пространства", в которой речь идёт о том, как помещения и пространства влияют на нашу память. Автор описывает, что наши первые воспоминания и чувства формируются в комнатах нашего семейного дома, воспоминания о "прятках на чердаке" или "тайнике в погребе"… Возможно, мои слова покажутся заимствованными из популярной психологии, но некоторые из этих сцен мне снились. Мужчина в гараже — это мой отец, а ребёнок, сидящий на полу среди игрушек — это я. В некотором смысле, мы оба "прячемся". Я прячусь на чердаке и играю. Это было моё "укромное место", и с ним у меня связаны прекрасные воспоминания. А мой отец любил "сбегать" в свой гараж, это его укромное место. Снаружи у гаража — наполовину спрятанный в траве футбольный мяч. Возможно, этот мяч принадлежит мне?.. Мои инсталляции взяты не только из моих снов. Некоторые сцены были созданы, когда я сознательно думал о детстве и вспоминал прошлое. Мальчик, который занимается в комнате — это тоже я. Вероятно, я целый день играл, а теперь пришла пора делать уроки. Я обожал машинки (и моя кровать в форме машины), а мой отец увлекался футболом, и он смотрит футбольный матч по телевизору, пока я учусь».

Года игрушек, сластей и сказок. Немецкий фотохудожник пригласил одесситов в свою детскую

Года игрушек, сластей и сказок. Немецкий фотохудожник пригласил одесситов в свою детскую

Интересно, а как бы каждый из зрителей воссоздавал детские воспоминания? Мне на ум приходит полное собрание сочинений Тургенева в зелёных переплётах (приложение к журналу «Нива»), дедушкин трофейный кувшин с гравировкой по-немецки о победе на скачках по серебряной окантовке (на семейных торжествах в нём подавали компот из райских яблочек), дореволюционная ёлочная игрушка в виде балеринки из лакированного картона, в юбочке из гофрированной бумаги… Все эти вещи хранятся у родственников, и нет нужды искать похожие, чтобы сфотографировать, память и так их хранит. Как и людей, события. Но у фотографов своя логика! Это не обычные люди, а заядлые визуалы. Поэтому — вот так.

Человеческие фигуры на снимках Шефера выглядят застывшими. «Отчасти это потому, что я вижу свои воспоминания как натюрморт, как красивую, но быстротечную сцену, — поясняет Томас. — Каждая фигура застыла в раздумьях, замерла. Нет никаких конкретных действий и взаимодействий. Таким образом, зритель вправе дать волю своему воображению в интерпретации сцены: "Что я делал на чердаке?", "Что моя мама делала на кухне?" и так далее».

Года игрушек, сластей и сказок. Немецкий фотохудожник пригласил одесситов в свою детскую

При желании может получиться знатная детективная история! А есть на выставке и просто созерцательные работы из проекта «Эмпирические зарисовки» — водяные лилии, всякие прекрасные мгновения нашей жизни, которые не грех остановить. Спасибо, Томас!

 







Автор: Мария Гудыма
Фото: Снежана Павлова

9
Подписывайтесь на наш канал в Telegram @timerodessa (t.me/timerodessa) - будьте всегда в курсе важнейших новостей!
Чтобы оставить комментарий, авторизируйтесь через свой аккаунт в

Загрузка...

Инфографика



перекредитування онлайн позик
Загрузка...