Главная / Неформат

Хроника дня

Июльские «Ночи» в Одессе: приношение Красотову, мини-оперы и цилиндр отца русского футуризма

Тепло в зале и на душе.

Двадцать седьмой Международный фестиваль современного искусства «Два дня и две ночи новой музыки» впервые проходил в июле (в апреле помешал карантин, а в прошлом году музыкальный форум проходил в сентябре). Жарко? Ничего! Тепло как в зале, так и на душе, а двери распахнули, чтобы из окон фойе долетал свежий воздух. Да, некоторые участники прислали видеозаписи своих выступлений, но всё же основная концертная часть была, что называется, живой.

Июльские «Ночи» в Одессе: приношение Красотову, мини-оперы и цилиндр отца русского футуризма
Галицкий камерный хор

Июльские «Ночи» в Одессе: приношение Красотову, мини-оперы и цилиндр отца русского футуризма
Сергей Мисюра (диджериду)

Концерты в Одесской филармонии позволили услышать целый блок произведений одесского композитора Александра Красотова (в этом году маэстро исполнилось бы 85) и множество совершенно новых сочинений действующих современных композиторов.  Не отметить юбилей учителя арт-директор «2Д2Н», одесский композитор Кармелла Цепколенко, конечно же, не могла. И другая ученица Сан Саныча, Людмила Самодаева, участница фестиваля, сочинила «Музыкальное приношение учителю» для голоса и фортепиано на стихи Квинта Горация Флакка, Арсения Тарковского и Игоря Потоцкого. Пел баритон Андрей Малинич, аккомпанировала сама Людмила, и это было необыкновенно трогательно. 


Трансляция первого фестивального дня 

На фестивале впервые выступал Галицкий камерный хор с блестящим концертным репертуаром. Одесский ансамбль Senza Sforzando исполнял и камерную музыку молодых композиторов, и две мини-монооперы, написанные специально для австрийского баритона Руперта Бергмана. Это изысканная опера композитора Антона Ровнера (США-Россия) «Боль и спасение Иова» с некоторыми цитатами из Баха и Генделя и напоминающая одновременно немецкий зингшпиль и античную комедию опера «Тригайос» Вернера Шульце (Австрия) на сюжет комедии Аристофана «Мир». Эти яркие представления стали гвоздями программы первого и второго фестивальных дней. 

Июльские «Ночи» в Одессе: приношение Красотову, мини-оперы и цилиндр отца русского футуризма Ансамбль Senza Sforzando  

Июльские «Ночи» в Одессе: приношение Красотову, мини-оперы и цилиндр отца русского футуризма Вернер Шульце 

Июльские «Ночи» в Одессе: приношение Красотову, мини-оперы и цилиндр отца русского футуризма

Июльские «Ночи» в Одессе: приношение Красотову, мини-оперы и цилиндр отца русского футуризма Руперт Бергман (опера «Боль и спасение Иова») 

«Цитату из Генделя предложил сделать Руперт, а Бах — моя идея, — рассказал Антон Ровнер. — Цитата взята из самой знаменитой оратории Генделя “Мессия”, арии “Я знаю, что мой искупитель жив”. Из Баха я взял Crucifixus из Мессы си минор, потому что там тема страдания выражена необыкновенно. А в конце прозвучал хорал из Двенадцатой кантаты Winen, Klagen, Sorgen, Zagen (“Страдать, жаловаться, плакать, трепетать”), напоминающий о том, что жизнь христианина — это страдание, это крест и так далее. Этот хорал после сплошного минора уводит в мажор, принятие судьбы, которую посылает нам Бог. Я видел связь между этим хоралом и сюжетом Книги Иова, которую выбрал Руперт. Я как раз давно хотел написать музыкальное произведение на библейский сюжет, а тут идею подаёт такой достойный музыкант. Он мне практически дал готовое либретто, правда, я предложил использовать архаичный староанглийский времён Шекспира, перевод Библии времён короля Джеймса, или, как чаще его называют русские, — короля Якова. Начало семнадцатого века, в 1611 году был сделан первый перевод Библии на английский, очень поэтичный перевод. Говорят, что там много неточностей, которые в более поздних переводах были доработаны, но в художественном произведении это именно то, что нужно. Я хотел ещё добавить в либретто слова Бога, который упрекает Иова за его жалобы: “Был ли ты, когда я создавал небо и землю, знаешь ли ты законы мироздания?”. Но получилось так, что я жутко затянул с написанием этого сочинения, а Руперту не советовал его наставник духовный петь от имени Господа».

Июльские «Ночи» в Одессе: приношение Красотову, мини-оперы и цилиндр отца русского футуризма
Антон Ровнер и Руперт Бергман

Руперт Бергман любит исполнять не только религиозные мистерии (в жизни он охотно поёт и играет на органе в храме), но и комедии. «Тригайос» Вернера Шульце — как раз тот самый случай. Основной текст либретто — немецкий, но есть вкрапления греческих стихов античной комедии. Конечно, причудливый сюжетный ход Аристофана пришлось видоизменить, вместо полёта верхом на навозном жуке виноградарь Тригайос ловко балансирует верхом на бочке. Вместо богини мира Ирины — красивая бутафорская головка, а богиню плодородия Кору, с которой Тригайосу очень важно достичь взаимопонимания, олицетворяет соломенная шляпка, украшенная цветами и плодами. Вот только бы верховные божества перестали чудить на своём Олимпе, насылая на землю войны…  

Июльские «Ночи» в Одессе: приношение Красотову, мини-оперы и цилиндр отца русского футуризма

Июльские «Ночи» в Одессе: приношение Красотову, мини-оперы и цилиндр отца русского футуризма

Июльские «Ночи» в Одессе: приношение Красотову, мини-оперы и цилиндр отца русского футуризма

Июльские «Ночи» в Одессе: приношение Красотову, мини-оперы и цилиндр отца русского футуризма

Июльские «Ночи» в Одессе: приношение Красотову, мини-оперы и цилиндр отца русского футуризма


Трансляция второго фестивального дня 

Всё что угодно можно сделать фактом искусства — это доказывает пьеса для виолончели с кашлем «Мистер Виолончель и Мистер Н.», написанная Людмилой Самодаевой по идее писателя Евгения Деменка. Исполнителями стали виолончелист Евгений Довбыш и баритон Андрей Малинич. Людмила Самодаева представила также мини-оперу «Требник трех» на либретто Евгения Деменка, где Андрей Малинич по очереди становился отцом русского футуризма Давидом Бурлюком (в цилиндре), Владимиром Маяковским (с фигуркой маяка в руке) и Велимиром Хлебниковым (со статуэткой голубя — «Вы пили тёплое дыхание голубки…»), распевая басом, баритоном и фальцетом.

Июльские «Ночи» в Одессе: приношение Красотову, мини-оперы и цилиндр отца русского футуризма

Июльские «Ночи» в Одессе: приношение Красотову, мини-оперы и цилиндр отца русского футуризма

Одесские «Ночи» снова стали местом встречи музыкантов из разных стран и поводом для создания новых произведений. А Одесса — столицей новой музыки мира, который пока не отваживается восстановить фестивальную практику в полном объёме. 

Июльские «Ночи» в Одессе: приношение Красотову, мини-оперы и цилиндр отца русского футуризма Елена Павлова (фортепиано, Польша) 

Июльские «Ночи» в Одессе: приношение Красотову, мини-оперы и цилиндр отца русского футуризма Николай Любенко (виолончель) 

Июльские «Ночи» в Одессе: приношение Красотову, мини-оперы и цилиндр отца русского футуризма Александр Жегалов (кларнет) 

 Июльские «Ночи» в Одессе: приношение Красотову, мини-оперы и цилиндр отца русского футуризма
Дирижирует Александр Перепелица

Июльские «Ночи» в Одессе: приношение Красотову, мини-оперы и цилиндр отца русского футуризма
Дуэт домристок — Светлана Белоусова-Колесник и Алина Подлипенская

Автор: Мария Гудыма
Фото: Пётр Катин

19 2
Подписывайтесь на наш канал в Telegram @timerodessa (t.me/timerodessa) - будьте всегда в курсе важнейших новостей!
Чтобы оставить комментарий, авторизируйтесь через свой аккаунт в

Загрузка...

Видео

Салют в честь Дня Победы в Одессе

9 мая 2021 года празднование Дня Победы в Одессе завершилось салютом.

1


Загрузка...