Главная / Неформат

Хроника дня

Красивое слово — постлюдия. Одесские «Два дня и две ночи новой музыки» получили продолжение

Хорошо, когда можно работать!

Пока власти не мучают народ очередными локдаунами, творческие люди торопятся провести побольше мероприятий — ну хорошо ведь, когда работать не мешают, хочется успеть сделать побольше. И пусть ненадолго, но всё же вернулся к одесситам их любимый фестиваль в виде концертов-постлюдий. В июле с успехом состоялся Двадцать седьмой Международный фестиваль современного искусства «Два дня и две ночи новой музыки» (напомним, провести его традиционно в апреле помешал карантин). А сейчас фестиваль получил продолжение.

Красивое слово — постлюдия. Одесские «Два дня и две ночи новой музыки» получили продолжение

Украинский культурный фонд поддержал проект «Концерты-постлюдии», заявленный ассоциацией «Новая музыка» в рамках программы «Знаковые события». Арт-директор «2Д2Н», одесский композитор Кармелла Цепколенко не скрывает законной гордости: это был один проект из шестнадцати в данном направлении. Команда посвятила «Концерты-постлюдии» 30-й годовщине Независимости Украины, организаторы в течение двух дней устраивали концерты украинской музыки в Большом зале Одесской филармонии (сегодня, в последний день работы проекта, состоится концерт в Литературном музее). В утреннее и дневное время в гостеприимном отеле «Айвазовский» проходила научно-творческая конференция «Украинское современное музыкальное искусство за 30 лет Независимости Украины: итоги, достижения, перспективы», а также мастер-классы участников.

Красивое слово — постлюдия. Одесские «Два дня и две ночи новой музыки» получили продолжение
Кармелла Цепколенко подаёт сигнал к началу выступлений

Концертом-прелюдией к «Ночам» тогда, в июле, стало сольное выступление известного пианиста и композитора Александра Козаренко. Маэстро Козаренко вновь приехал в Одессу из Львова, и не только затем, чтобы исполнить с ансамблем Senza Sforzando своё колоритное произведение Concerto Rutheno («Русинский концерт»).

Красивое слово — постлюдия. Одесские «Два дня и две ночи новой музыки» получили продолжение

Красивое слово — постлюдия. Одесские «Два дня и две ночи новой музыки» получили продолжение

«Постлюдии нужны для того, чтобы мы все поняли, что же произошло с нами за время фестиваля, какими мы стали после него», — утверждает музыкант.

Начало в филармонии получилось ярким — дефиле платьев от дизайнера Владимира Уманенко под музыкальные импровизации (и ткани натуральные, и инструменты акустические — тенденция!). На концертах прозвучали камерные произведения Александра Красотова, Кармеллы Цепколенко, Мирослава Скорика, Юрия Шамо, Богдана Сегина и других знаковых композиторов Украины. Студенческий хор Одесской национальной музыкальной академии имени А. В. Неждановой под управлением Галины Шпак и одесский ансамбль Senza Sforzando вынесли на своих плечах значительную часть программы.

Красивое слово — постлюдия. Одесские «Два дня и две ночи новой музыки» получили продолжение

Красивое слово — постлюдия. Одесские «Два дня и две ночи новой музыки» получили продолжение

Красивое слово — постлюдия. Одесские «Два дня и две ночи новой музыки» получили продолжение

Красивое слово — постлюдия. Одесские «Два дня и две ночи новой музыки» получили продолжение

Красивое слово — постлюдия. Одесские «Два дня и две ночи новой музыки» получили продолжение

Красивое слово — постлюдия. Одесские «Два дня и две ночи новой музыки» получили продолжение

Красивое слово — постлюдия. Одесские «Два дня и две ночи новой музыки» получили продолжение
Галина Шпак




На конференции, во время мастер-классов обсуждались тенденции современной академической музыки — композитор Богдан Сегин, правда, подверг сомнению термин «академическая», считая нужным заменить его словом «классическая». А его коллега Андрей Мерхель к терминологии не придирается, подмечая более глобальные проблемы и тенденции.

Красивое слово — постлюдия. Одесские «Два дня и две ночи новой музыки» получили продолжение

Красивое слово — постлюдия. Одесские «Два дня и две ночи новой музыки» получили продолжение

Красивое слово — постлюдия. Одесские «Два дня и две ночи новой музыки» получили продолжение

«Композитор — это в первую очередь составитель, создатель музыкальных произведений, — говорит Андрей Мерхель. — Но сегодня он зарабатывает на жизнь либо преподаванием, либо выполнением дополнительных функций. Пришло время размежевать создание концепций и собственно композиторскую деятельность. Трансформация композитора в медиа-артиста стала уже трендом, тенденцией. Возникает вопрос о роли и месте композитора в современной культуре в целом. Постконцептуальные и поставангардные тенденции синтезируются в определенные модели, определенные форматы, и возникает вопрос: насколько подобная тенденция способствует сепарации идентичности композитора от профессии, полученной в стенах музыкального вуза? Композитор попадает в поле соавторства».

В качестве примера были названы немецкий композитор Александр Шуберт и столь же увлечённый мультимедийными поисками Пётр Пешат, который не делегирует, в отличие от Шуберта, полномочия другим исполнителям.

«Работает всё: свет, текст, видео и другие медиа, но это создано одним человеком, композитором, — подчёркивает Мерхель. Происходит включение разнородных элементов, превращающее исполнение музыкального произведения в подобие спектакля или его отдельных сцен, которые уже очень далеки от традиционного представления о концерте».

Красивое слово — постлюдия. Одесские «Два дня и две ночи новой музыки» получили продолжение

Наработанный самим Мерхелем и его коллегами опыт важен для точного понимания целей и намерений авторов в контексте современных культурных процессов.

«Расшатывание критериев классической эстетики вполне логично ликвидировало все каноны, соответственно, мы пришли через пародийность, через расшатывание архетипов в стадию, когда демонстрируем определённый жест, — развивает свою мысль композитор. Сегодня художественный аспект ненавязчив, не содержит месседжей, направленных на эпатаж или провокацию, однако до сих пор присутствует манифестационный жест, проявляющийся у разных композиторов в неожиданных формах. Одна из таких форм — манифестация профанации, но в несколько парадоксальном ключе».

Так, например, композитор Сергей Зажитько, как отметил Андрей Мерхель, в последние годы последовательно создаёт плохую музыку, но… очень качественно это делает! Например, выспренняя и долгая «Песня о главном», во время исполнения которой музыканты то и дело приветственно машут публике смычками.


А каких вызовов ожидать музыкальной общественности в недалёком будущем, рассказал музыковед Юрий Семёнов. По его мнению, засилие онлайна будет продолжаться, и всё, что мы так любим (живые концерты, фестивали), обречено на исчезновение. Но если в начале прошлого века холера с «испанкой» и сыпным тифом не уничтожили концертную деятельность, то зачем же сегодня впадать в уныние и предрекать мрачные вещи? Пора готовиться к Двадцать восьмым «Ночам» и концертам-постлюдиям к ним — публике и музыкантам нравится!

Красивое слово — постлюдия. Одесские «Два дня и две ночи новой музыки» получили продолжение
Поёт Юлия Бут-Гусаим

Красивое слово — постлюдия. Одесские «Два дня и две ночи новой музыки» получили продолжение
Александр Перепелица

Красивое слово — постлюдия. Одесские «Два дня и две ночи новой музыки» получили продолжение

Красивое слово — постлюдия. Одесские «Два дня и две ночи новой музыки» получили продолжение

Автор: Мария Гудыма
Фото: Пётр Катин

19 3
Подписывайтесь на наш канал в Telegram @timerodessa (t.me/timerodessa) - будьте всегда в курсе важнейших новостей!
Чтобы оставить комментарий, авторизируйтесь через свой аккаунт в

Загрузка...



Загрузка...