Главная / Неформат

Хроника дня

Невроз — болезнь века. Одесский украинский театр разнообразил литфест новыми постановками

И тебя вылечат, и меня вылечат?..

В Одессе завершился VII Международный литературный фестиваль, на который, по понятным причинам, не доехали даже его основатели. Но не беда. Одесский украинский академический музыкально-драматический театр имени Василия Василько в рамках литфеста провёл перформативную читку и премьеру по пьесам двух крупных европейских драматургов. Каждый из них уже весьма популярен в России, а на украинских подмостках малоприменим, и неудивительно. Наша публика сторонится неудобных тем и не особо разбирается, почему один актёр может исполнять две роли. Театры это обычно учитывают. Но по случаю фестиваля, даже литературного, можно позволить себе чуть больше.

Невроз — болезнь века. Одесский украинский театр разнообразил литфест новыми постановками


Оба события состоялись в нетипичных местах. Так, для читки зрителей пригласили под сцену (размещать публику на сцене уже стало мейнстримом), а потолком служила изнанка поворотного круга, который в нужных моментах шумно вращался. Впервые прозвучал на украинском языке фрагмент пьесы швейцарского драматурга Лукаса Берфуса «Сексуальные неврозы наших родителей» в присутствии самого автора. Нельзя сказать, что жизнь баловала Берфуса — он сполна хлебнул издержек европейских порядков. Не стоит думать, будто каждый швейцарец с пелёнок питается только шоколадом. Как рассказал драматург, у него с детства были все основания бояться властей, которые в любую минуту на вполне законных основаниях могли отобрать его у матери, а её саму засадить в сумасшедший дом навсегда.

«До 1974 года в Цюрихе действовал закон, согласно которому людей могли подвергать заключению в психиатрическую клинику по социальным показателям, — поведал Лукас Берфус. — Это касалось и матерей-одиночек, а моя мама была в разводе с отцом, который сидел в тюрьме, и она реально боялась попасть в психушку, откуда выйти было невозможно».

Прежде чем стать востребованным драматургом и прозаиком, Берфусу пришлось освоить рабочие специальности, вплоть до арматурщика. Он знает об этой жизни многое, и его тревожат темы эвтаназии, принудительной стерилизации, евгеники, ограничения прав человека в любом смысле. И даже пренатальная диагностика его смущает, но с оговоркой: всё же дело женщины решать, прерывать ли беременность по медицинским показателям. Не понесёт же она глубочайшего инвалида на воспитание драматургу, так ведь?

Невроз — болезнь века. Одесский украинский театр разнообразил литфест новыми постановками


И вот героиня «Сексуальных неврозов», юная Дора, не вполне здоровая душевно, но весьма податливая на ласку любого проходимца, становится карой небесной для своих родителей. Матери захотелось уговорить доктора отменить транквилизаторы, но она не обретает здорового ребёнка, как ожидалось, а открывает ящик Пандоры…

Режиссёр Наталья Сиваненко скромно назвала свою работу читкой, но это уже фрагмент готового спектакля, актёры прекрасно знают не только текст, а и рисунок роли. Пожалуй, осталось дойти до финала и определиться с площадкой, хотя проникать под сцену со служебного входа публике может понравиться. Дору играет Мария Деменко, её достойную глубочайшего сочувствия мать — Нинель Наточая, в остальных ролях заняты Анатолий Головань, Александр Коваль, Олег Карпенко, Сергей Ярый и Елена Головина.

Невроз — болезнь века. Одесский украинский театр разнообразил литфест новыми постановками
Мария Деменко

Невроз — болезнь века. Одесский украинский театр разнообразил литфест новыми постановками
Нинель Наточая


«Я всегда писал о вещах, которых не понимаю, но хотел бы понять, — признался швейцарец. — Пьеса — это только карта местности, на которую театр наносит свой маршрут. Думаю, вы можете поставить эту пьесу целиком. Помните: абсолютная красота была бы концом, всё живое имеет ошибки, дело художника — исследовать их».

Невроз — болезнь века. Одесский украинский театр разнообразил литфест новыми постановками

Невроз — болезнь века. Одесский украинский театр разнообразил литфест новыми постановками

Невроз — болезнь века. Одесский украинский театр разнообразил литфест новыми постановками 

Дора внешне привлекательна, угасший разум делает её игрушкой в руках чудовища-соблазнителя и сближает с ним, она становится отталкивающей в своей похотливой тупости. Герой другой работы театра — прекрасный человек, но его красота, считают окружающие, исключительно внутренняя. На премьеру «васильковцы» пригласили в соседнее здание, в Театр кукол. Режиссёр Валерия Федотовой поставила спектакль «Урод» по пьесе немецкого драматурга Мариуса фон Майенбурга, и жаль, что в этом случае автор не приехал в Одессу. Постановка весьма яркая, щемящая, стильная, но у публики будут проблемы с опознаванием героев и событий, здесь такая «плавающая» мера условности, что зрителю можно поручить решать самому, как воспринимать происходящее. Возможно, герои шоу эпатажного ведущего Шефлера (Вадим Головко) так одержимы неврозами (далеко не только сексуальными), что верить им до конца нельзя. Всё стоит подвергать сомнению. Что, если персонажи ведут диалоги с людьми, существующими только в их голове? Такую возможность было бы опрометчиво отвергать…

Невроз — болезнь века. Одесский украинский театр разнообразил литфест новыми постановками

Невроз — болезнь века. Одесский украинский театр разнообразил литфест новыми постановками

Невроз — болезнь века. Одесский украинский театр разнообразил литфест новыми постановками
Вадим Головко


Казалось бы, мы должны принять как данность, что главный герой, инженер Летте, придумавший высокоточный штекер, уродлив, некрасив, и это давно было известно всем, включая его жену, но только не ему самому. Сразу недоверие. Актёра Богдана Данилюка для роли Летте вовсе не уродуют, мы видим его вполне импозантным, в меру упитанным мужчиной в самом расцвете лет… и чего? После пластической операции с Летте снимут бинты — а он там точно тот же, что и был, только в приподнятом настроении, уверенный в себе. Точно ли его резали-перекраивали? Может, на самом деле не такая уж пропасть между ним и его ассистентом-антагонистом, красавчиком Карлманном (Павел Примак)?

Невроз — болезнь века. Одесский украинский театр разнообразил литфест новыми постановками

Невроз — болезнь века. Одесский украинский театр разнообразил литфест новыми постановками

Невроз — болезнь века. Одесский украинский театр разнообразил литфест новыми постановками

Невроз — болезнь века. Одесский украинский театр разнообразил литфест новыми постановками
Богдан Данилюк

Невроз — болезнь века. Одесский украинский театр разнообразил литфест новыми постановками
Павел Примак

Очаровательная Женя Доляк выходит на сцену в разных образах — то она благовоспитанная супруга Летте, привыкшая к его «некрасивости» Фанни, то бесшабашная сексуальная штучка Эмили… А впрочем, оба образа могут ужиться в реальности, где ролевые игры освежают супружескую рутину. Не случайно художница Юлия Зауличная преимущественно погружает сцену в полумрак, из которого может появиться кто угодно и вытворить что угодно. И даже если предварительно прочесть пьесу, всё равно спектакль превращается для зрителя в увлекательный квест. Причём на выходе многое станет понятно не о персонажах — о себе. Одним (по крайней мере) неврозом у каждого станет меньше!

Невроз — болезнь века. Одесский украинский театр разнообразил литфест новыми постановками
Летте и Фанни

Невроз — болезнь века. Одесский украинский театр разнообразил литфест новыми постановками
Летте и Эмили 


Следующий показ «Урода» состоится 23 октября, а «Сексуальные неврозы наших родителей» театр обещает поставить в марте следующего года.

Автор: Мария Гудыма
Фото: Пётр Катин и Иван Страхов

17
Подписывайтесь на наш канал в Telegram @timerodessa (t.me/timerodessa) - будьте всегда в курсе важнейших новостей!
Чтобы оставить комментарий, авторизируйтесь через свой аккаунт в

Загрузка...



Загрузка...