Главная / Неформат

Хроника дня

Одесская опера: фестиваль с громом и молнией, а русские балеты – вне конкуренции

Смерть Кощеева в золотом яблоке-то была!

До 9 июня любителям классического искусства в нашем городе будет о чём поспорить. Штатный меломан и балетоман ТАЙМЕРА Мария Гудыма побывала на открытии фестиваля искусств в Одесском Национальном театре оперы и балета.

Стоит ли обращать внимание на штормовые предупреждения синоптиков? Вы знаете, наверное, да, если планируешь показ на открытом воздухе и есть риск, что непогода повредит аппаратуру. Именно эта неприятность случилась в Одессе и перенесла премьеру сценической кантаты Карла Орфа Carmina Burana на 4 июня, 21.00. Кстати, синоптики опять пророчат дождь, но я сейчас не об этом. Есть некий перст судьбы в том, что Второй Международный фестиваль искусств в Одесской опере по факту начался именно премьерой балетов на музыку Игоря Стравинского «Жар-птица» и «Весна священная». Начало оказалось прекрасным и веским художественным высказыванием.



Конечно, главная заслуга в успехе премьеры принадлежит хореографу-постановщик — заслуженному деятелю искусств Российской Федерации, народному артисту Татарстана Георгию Ковтуну. Это талантливый балетмейстер, кстати, бывший одессит, давно заслужил чести быть ангажированным в нашем театре. Помнится, небезызвестный экс-директор ОНАТОБ Сергей Проскурня желал видеть его главным балетмейстером, но за 80 дней своего пребывания на руководящем посту попросту не успел даже обсудить как следует этот вопрос. Ещё ранее Ковтун поставил в Одесской опере балет «Франческа да Римини», но он как-то незаслуженно быстро исчез из репертуара. И вот теперь — великолепная хореография двух знаковых балетов Стравинского, с данью уважения шедеврам Михаила Фокина, Вацлава Нижинского и Бориса Эйфмана, но и с собственным почерком, балетмейстер следует за каждым движением мысли композитора, но авторы либретто для него — куда меньшие авторитеты.



Имеет право, кстати! Так почему бы не отразить в программках балетные либретто? Либо в двух вариантах, изначальном и изменённом, либо просто в том варианте, в котором балеты идут?



«Мне совершенно непонятно, почему здесь на сцене резвятся два скелета, — кипятился в антракте заслуженный артист Украины Юрий Невгамонный. — Почему герой мечет в одного из них яблоко, и тот погибает! И многое другое…».



Ну точно так же какой-нибудь раздражённый зритель может вопрошать, почему это в недавней работе самого Юрия, преьмере театра кукол «Разговор в семействе фон Штейн об отсутствующем господине фон Гёте» «какой-то мужик танцует с куклой». Культура наша прежде всего вербальна, что в драме подкреплено текстом, в балете всегда нуждается в каких-то сопроводительных текстах. Так было, и так будет.

Нет ничего плохого в том, что Кощей в «Жар-птице» раздваивается, а Всадника ночи нет. Что смерть Кощеева заключена в одном из золотых яблок, а вовсе не в яйце. Что Избранница в «Весне священной» попросту исчезает за спиной Старейшего-Мудрейшего, а гибнет на глазах зрителей как раз пытающийся защитить её от принесения в жертву Юноша. Но зрителям программки с наличием либретто будут только в помощь. И лишь запутать могут подобные маловнятные пассажи: «Борьба личного и общественного, когда вступают в конфликт чувства человека и желания массы, жертвенность настоящей любви, лежащая в основе Христианства, и законы язычества, от которых до сих пор не отказалось человечество, — эти вечные темы находят своё воплощение в авторской трактовке балета «Весна священная».

Ну да хватит о текстах, в балете главное — танец и музыка. С задачей заставить оркестр нашей оперы достойно исполнить (традиции ведь нет, за сто лет существования, например, «Весны священной», у нас её не ставили!) музыку Стравинского дирижёр-постановщик — главный дирижёр театра, народный артист Республики Молдова Александру Самоилэ. Погрузил в «Жар-птице» действо в узорочье русской сказки, увешал сцену золотыми яблоками художник-постановщик — заслуженный художник Украины Станислав Зайцев. Удивительно тщательно отделанные, но при этом рельефно обозначающие все изгибы тела, заметные издалека костюмы создали художники по костюмам — Злата Цирценс и Елена Лесникова. Понятно, что мотивы эстетики викингов в «Весне священной» привнёс сам балетмейстер, он давно буквально одержим этой эстетикой, и она тут оказалась весьма к месту. Достойны высших похвал и исполнители: заслуженная артистка Республики Молдова Мария Полюдова (Избранница), Екатерина Кальченко (Жар-птица), заслуженный артист Украины Сергей Доценко (Иван-Царевич), заслуженный артист Республики Молдова Владимир Статный (Юноша), Павел Гриц (Кощей), Дмитрий Бартош (Идол), да и все без исключения артисты балета, занятые в постановке. У Ковтуна, помимо таланта хореографа, есть ещё один — его обожают артисты, он увлекает их идеей будущего спектакля, и они работают с ним вдохновенно, в полной уверенности, что создают вместе произведение искусства, которое будет нужным, востребованным, потрясающим.



Фестиваль продолжается. Премьера оперы Дмитрия Бортнянского «Алкид» на малой сцене «Бельэтаж» начнётся завтра, 4 июня, в 15:30, а не в 18:30, как было заявлено ранее. Концертное исполнение в художественном оформлении на языке оригинала пройдёт в 2-х отделениях. Музыкальный руководитель и дирижёр-постановщик — Оксана Лынив; режиссёр-постановщик — заслуженный артист Украины Сергей Зуенко; хореограф-постановщик — заслуженный артист России Юрий Васюченко; художник по костюмам — Сергей Васильев; художник по свету — Вячеслав Ушеренко; художественный руководитель хора «Ориана» — Галина Шпак; художественный руководитель детского хора школы имени Петра Столярского — Татьяна Яковчук. Действующие лица и исполнители: Алкид — заслуженная артистка Украины Ирина Берлизова; Фроним — заслуженный артист Украины Владислав Горай; Эдонида — Алёна Кистенёва; Аретея — Анастасия Голубь. А в 21.00 со второй попытки попробуем стать очевидцами премьеры кантаты Carmina Burana…

Автор: Мария Гудыма
Фото: Пётр Катин

2 5
Подписывайтесь на наш канал в Telegram @timerodessa (t.me/timerodessa) - будьте всегда в курсе важнейших новостей!
Чтобы оставить комментарий, авторизируйтесь через свой аккаунт в

Загрузка...

Видео

Салют в честь Дня Победы в Одессе

9 мая 2021 года празднование Дня Победы в Одессе завершилось салютом.

1


Загрузка...