Главная / Неформат

Хроника дня

Психотравма как искусство. В Одессе показали живопись Юрия Закордонца

Вечность против актуальности.

До 29 ноября в галерее ArtOdessa, что в Летнем театре Городского сада, работает выставка живописи Юрия Закордонца «Психотравматическая практика». Штатный практикующий психотерапевт ТАЙМЕРА Мария Гудыма побывала на вернисаже.

На самом деле всё, что можно считать психотравмой, осталось за стенами уютного галерейного зала. В этом оазисе как раз комфортно и спокойно, и первые посетители спокойно дожидались автора, застрявшего в автомобильной пробке. Для художника это была травматичная ситуация, публика же прекрасно проводила время, общаясь с его холстами. Акрил и кофе — материалы, использованные для данных картин, а ещё, шутит мастер, в ход пошли табачный дым и кошачья шерсть, частицы которых вполне можно найти на полотнах.

Психотравма как искусство. В Одессе показали живопись Юрия Закордонца

Психотравма как искусство. В Одессе показали живопись Юрия Закордонца

Психотравма как искусство. В Одессе показали живопись Юрия Закордонца


«Возможно, психотравматическими факторами можно считать актуальные явления в современной общественной жизни, — комментирует экспозицию галерист Екатерина Пименова. — Пандемия, экономический кризис, политические баталии в стране и в мире, интернет и социальные сети налагают неизбежный отпечаток на наше мировосприятие. Человек, будучи заложником социального контекста, стремится к независимости, к освобождению от влияний. Арт-проект "Психотравматическая практика" провоцирует и в то же время является в определённом смысле терапевтическим. Юрий Закордонец — один из самых загадочных одесских художников. Сюжеты его работ — экзотичные и метафоричные, апеллируют к глубинам человеческого "я", тайнам и неосознанным областям нашего внутреннего мира. Образы, представленные автором в его произведениях, символичны и аллегоричны; с мотивами ориентального и африканского искусства, где за условностью и декоративностью кроется философичность и ирония. Герои на полотнах находятся в диалоге, при этом воплощая различные коммуникативные модели. Пейзажи Юрия Закордонца лаконичны и при этом наделены разной степенью художественной эмоциональности. От экспрессивных и ярких — до сдержанных, статичных, воплощающих ровное звучание и вовлекающих в своё пространство. Таким образом, зрительская практика, по замыслу автора, становится терапией и даже располагает к возможному катарсису, то есть к освобождению через искусство».

Психотравма как искусство. В Одессе показали живопись Юрия Закордонца

Более или менее травматичные ситуации возникают в сюжетах полотен, так или иначе связанных с человеческим общением, виды природы, напротив, действуют умиротворяющее и успокаивающе. Впрочем, природа в наших краях была спокойной не всегда, в излюбленном для автора историческом периоде человеку от природы приходилось уворачиваться, дабы не попасть на зубок саблезубому тигру или на клык мастодонту… А сейчас, предоставляя свои уши собеседнику для вливания некой информации, человек здорово рискует. Складывается некий пазл, и тон задает говорящий. Пожалуй, в нашей эпохе слишком много вещают, притом безапелляционно… А творческие натуры впечатлительны, им не стоит прислушиваться ко всем подряд.

Психотравма как искусство. В Одессе показали живопись Юрия Закордонца

Психотравма как искусство. В Одессе показали живопись Юрия Закордонца

Психотравма как искусство. В Одессе показали живопись Юрия Закордонца


«Время такое, вокруг действительно сплошная психотравматика, — говорит художник. — Меня больше интересует доисторическое, первобытное искусство. Неолит, петроглифы, наскальная живопись — там не было заказа».

Психотравма как искусство. В Одессе показали живопись Юрия Закордонца

Психотравма как искусство. В Одессе показали живопись Юрия Закордонца

Психотравма как искусство. В Одессе показали живопись Юрия Закордонца

Психотравма как искусство. В Одессе показали живопись Юрия Закордонца

Юрий Закордонец окончил Одесский медицинский институт, учился на худграфе Одесского педагогического института. С 1982 года принимал участие в проектах и выставках живописи, графики, декоративно-прикладного искусства и дизайна как художник, автор, куратор, координатор. С 1989 года — член Творческого объединения художников Одессы (ТОХ). С 1991 года — председатель ТОХ и директор галереи Artbridge Советско-Британской Творческой Ассоциации (СБТА). С 1993 года — заместитель председателя Ассоциации «Новое искусство». Персональные выставки проходили в Одессе, Риге, Таллине, Чикаго. Работы находятся в музеях, галереях и частных собраниях Одессы.

Выставки-продажи в одесском Пале-Рояле, многочисленные выставки ТОХ, участие в резонансном московском «Арт-мифе-2», упорная работа в мастерской в избранной эстетике и с неожиданными материалами вроде кожи и туши, железного и чёрного дерева, кости, металла уводили от кажущегося актуального к неоспоримому вечному. Тоска современного человека по всему натуральному, не засоренному синтетикой и словесной шелухой миру может выражаться вот так, в создании произведений искусства, населённых реликтовыми носорогами или вообще никем не населёнными. В свою Вселенную Закордонец сам выбирает, кого приглашать.

Психотравма как искусство. В Одессе показали живопись Юрия Закордонца

Автор: Мария Гудыма
Фото: Снежана Павлова

12 1
Подписывайтесь на наш канал в Telegram @timerodessa (t.me/timerodessa) - будьте всегда в курсе важнейших новостей!
Чтобы оставить комментарий, авторизируйтесь через свой аккаунт в

Загрузка...

Видео

Об операции по подъёму Delfi рассказали на специальной пресс-конференции

11 сентября в Одессе состоялась пресс-конференция, на которой представители осуществлявших эвакуацию танкера Delfi компаний рассказали подробности операции.

Инфографика



перекредитування онлайн позик
Загрузка...