Главная / Неформат

Хроника дня

«Рагу из лосося», польский хлодник Елизаветы Ксаверьевны и «Белая черешня». Одесским читателям «кушать подано»

Приятного аппетита в сладком ноябре!

Читаем книжные новинки одесситов и подпитываемся приятными впечатлениями. Харьковское издательство «Фолио» выпустило детективный роман одесситки Ирины Лобусовой. Книга носит название «Рагу из лосося» (серия «Група кровi») и переносит читателя в начало нулевых годов двадцать первого века. Героиню Ри (она же Марина Гордеенко), эффектную и богатую одесситку, мы встречали в разных ситуациях в романе «Кумите», раскрывшем тему боёв без правил в Одессе девяностых. Теперь Ри отстаивает свое право найти счастье в любви к поп-певцу Диме Фалееву (он же Мистер Дима), гениальному автору и исполнителю, топящему талант в наркотиках и амурных похождениях.

«Рагу из лосося», польский хлодник Елизаветы Ксаверьевны и «Белая черешня». Одесским читателям «кушать подано» 

«Лилась удивительно нежная мелодия, полная красоты и света, жизни и мысли, — описывает в своем электронном дневнике Ри первую встречу с любимым. — Эта мелодия поразила меня, как выстрел в висок. То, что я услышала в ней… Вдруг показалось, что эта песня отражает все владеющие мною чувства. Те самые, о которых я никому не могла рассказать». Но есть ли место таким чувствам в том мире, где живут герои? Неожиданный финал покажет… Следователь в этой истории тоже есть, хотя главным героем не станет. Название, конечно же, не соответствует реальному блюду, его истинный смысл откроется только внимательному читателю.

«Мне было чуть больше 20 лет, — рассказывает о работе над романом Ирина. — Я только что окончила институт связи и уже знала, что работать буду только в журналистике. Всё своё свободное время я проводила за письменным столом, писала. Ну какой из меня инженер- связист? Тогда одной из самых популярных газет была харьковская "Теленеделя" с региональными редакциями во всех крупных городах. И я начала там работать. Я очень хотела попасть в отдел "криминал". Написала даже несколько криминальных статей, пользовавшихся большим успехом. Но руководство посчитало, что девчонка и криминал — вещи абсолютно несовместимые. В отдел криминала взяли бывшего мента. Писать он совершенно не умел (не поверите, но мне иногда приходилось подсказывать ему абсолютно элементарные вещи — по криминалу, разумеется), но зато был "мужик-мужик" 40+. Меня же прикрепили к отделу культуры. Гендер, что поделаешь — девчонка должна писать о культурных событиях, а не об убийствах.

Тогда был сентябрь, огромные сольники звёзд на Потёмкинской лестнице ко Дню города. Так я попала за кулисы. Брать интервью у звёзд эстрады и проникать в их мир было моей идеей. Помню первую свою "эстрадную" статью, называлась она "Обратная сторона луны" или как-то так. Именно тогда, с тех пор, я узнала лично очень многих звёзд. И стала свидетельницей моментов, о которых не принято писать в прессе. Помню первый свой шок, когда звезда эстрады, тетушка 40+, запустила в лицо мальчику официанту чашку с кофе за то, что он ошибся и принес ей кофе с сахаром. Как еще одна "звездиня" устроила скандал по поводу ведущей, модельки 18 лет. Молодую девушку, на фоне которой звезда смотрелась не совсем выигрышно, срочно заменили парнем. Эти, и многие другие реальные эпизоды я вставила в "Рагу из лосося".

Потом у меня завязалось нечто вроде романа с эстрадной звездой. Помню, я даже отправилась с ним на гастроли. Сейчас я понимаю, что это была ерунда. Просто детская авантюрная игра. Но общаясь вживую с такими людьми, я поняла очень многие вещи. Например, о том, что это крайне эгоистичные люди. Кроме себя они не видят никого, и никого не способны увидеть. Они живут абсолютно другой жизнью — каждый вечер переполненный зал, толпа скандирует твое имя. Это адреналин, наркотик. Поэтому обычные, тихие, семейные вечера со вкусным ужином, ароматным чаем, телевизором и тёплым пледом не для них. Так жить они никогда не будут. Слава ломает психику, поэтому все звёзды — абсолютно искалеченные люди. Но слава в мире шоу-бизнеса — явление временное. Поэтому когда слава уходит, их ждёт в жизни трагедия.

Так как это люди со сломанной психикой, у всех них есть зависимости. Мой звезда эстрады начинал день не с чашки кофе, а с бокала коньяка. Причём именно бокала, не рюмки. Хлестал коньяк литрами и часто в таком виде выходил на сцену. Я поняла одну очень важную вещь: в романе со звездой собственной жизни никогда не будет. Её просто нет и не может быть. К счастью, я осознала это вовремя, поэтому вернулась в Одессу и занялась своей собственной жизнью.

Идея "Рагу из лосося" пришла ко мне в один тёплый летний день, когда я гуляла по Приморскому бульвару. Это было довольно давно. Меня она заинтересовала сразу, захватила с головой — особенно финал! Тогда я была в первом браке. Я поделилась идеей с мужем. В ответ я услышала: "Чушь какая- то! Ты сама хоть понимаешь, что это полный бред? Ты взрослый человек — неужели ты не понимаешь, что никто никогда не будет печатать твои книги?".

Слова были такими, но в глазах было нечто совершенно другое. В глазах я впервые увидела самую настоящую зависть. Тогда я поняла, что на правильном пути. Я написала "Рагу из лосося" меньше чем за 3 месяца — и это в те времена, когда у меня не было такого жёсткого контракта, как сейчас. Просто я писала этот роман с огромным удовольствием. Меня постоянно подхлёстывала мысль о том, что я пишу о человеке, который живет не своей жизнью, проживает не свою жизнь. Поэтому финал лично для меня был предсказуемым.

Работа в "Теленеделе" вообще дала мне большой опыт. Точно так же, как и мир эстрады, как журналист я изучила модельный бизнес. Открою секрет: следующая книга из этой серии, "Рагу из зернистой икры", будет как раз про модельный бизнес, про моделей, которых на жаргоне тогда называли "муму". Но это будет уже совершенно другая история».

Очень скоро «Фолио» порадует и новым ретророманом Ирины Лобусовой «Тихон Хмара и пропавший пассажир», который унесёт читателя в Одессу 1867 года. Эта книга станет началом новой серии.

Одесских детективов много не бывает, и то же «Фолио» издало второй роман Олега Кудрина из серии о расследованиях Натана Горлиса «Куафёр из Военного форштата». Читатель совершит путешествие в 1828 год, побывает в канцелярии Воронцова и даже на обеде за «тесным столом», где стараниями Елизаветы Ксаверьевны будут поданы польский хлодник, польские же колдуны со сметаной и четырьмя видами начинки, шотландский суп кокки-лики на курином бульоне с черносливом, луком-пореем и разными травами, несколько видов паштетов и брынзы из Бессарабии, пудинг с изюмом и дикими абрикосами. А возлюбленной Натана стала оперная примадонна Фина Фальяцци, отметившаяся интрижкой с самим Александром Сергеевичем Пушкиным… Что касается куафёра, то таковым является Люсьен де Шардоне (повезло же с фамилией!), чей салон на Дерибасовской становится магнитом для драматических событий и зловещих персонажей…

«Рагу из лосося», польский хлодник Елизаветы Ксаверьевны и «Белая черешня». Одесским читателям «кушать подано»

«Рагу из лосося», польский хлодник Елизаветы Ксаверьевны и «Белая черешня». Одесским читателям «кушать подано»

«Рагу из лосося», польский хлодник Елизаветы Ксаверьевны и «Белая черешня». Одесским читателям «кушать подано»

«Рагу из лосося», польский хлодник Елизаветы Ксаверьевны и «Белая черешня». Одесским читателям «кушать подано»

«Рагу из лосося», польский хлодник Елизаветы Ксаверьевны и «Белая черешня». Одесским читателям «кушать подано»


Очень познавательная книга, презентация которой на днях состоялась в Доме-музее имени Н. К. Рериха. Под одной обложкой вышли книги Вероники Коваль «Служитель Логоса» и Нины Брагинской «Андреев помин». Книга посвящена памяти Андрея Николаевича Коваля (25 августа 1962 — 23 июля 2014), автора стихотворного сборника «Тризнание», учёного-филолога, полиглота, переводчика, преподавателя, автора многочисленных научных трудов. Статьи написаны матерью Андрея Коваля Вероникой Коваль и профессором Российского государственного гуманитарного университета Ниной Брагинской.

«Рагу из лосося», польский хлодник Елизаветы Ксаверьевны и «Белая черешня». Одесским читателям «кушать подано»

«Рагу из лосося», польский хлодник Елизаветы Ксаверьевны и «Белая черешня». Одесским читателям «кушать подано»

«Рагу из лосося», польский хлодник Елизаветы Ксаверьевны и «Белая черешня». Одесским читателям «кушать подано»
Вероника Коваль

Ещё не добралась до Одессы, но уже выпущена новая книга парижской одесситки Елены Якубсфельд «Белая черешня» («Издательские решения», 2021). Собственно Одессы в «Белой черешне» немного, но есть наша общая история и боль, общая радость бытия и печаль по ушедшим предкам, на чью долю выпало так много испытаний.

«Действие книги происходит в Днепропетровске в 70-е годы, — пишет в предисловии Елена. — Это история двух семей. Одна из них моя, а другая — нет. Хотя, стойте. Нет, они обе мои. Хорошо, одна из них реальная, а другая вымышленная. Хотя, стойте тут тоже. Вся разница между вымышленными и невымышленными персонажами — это просто процент вымысла. И, наверное, ещё то, что если мне посчастливилось быть внучкой Мони и Шуника, то Беллу Вайсман я ещё не встретила. Но она точно где-то есть. Возможно, она прочтёт эту книгу и мы познакомимся».

Сегодня реальная большая семья автора проживает в Америке и Европе, Лена с юмором называет это круговоротом Якубсфельдов в природе. Сладки воспоминания, как варенье из плодов дерева со двора дома номер два на улице Матроса Кошки в Днепропетровске.

«Рагу из лосося», польский хлодник Елизаветы Ксаверьевны и «Белая черешня». Одесским читателям «кушать подано» 

«Белая черешня... В тот далёкий период, который теперь называется "моё детство", ценность фрукта определялась не только его вкусом и сочностью, но и тем вареньем, которое из него можно было сделать, а варенье из белой черешни было аристократом. Его хранили не в трёхлитровых банках, как варенья попроще, — клубничное, сливовое, грушевое, а в маленьких баночках, максимум литровых... В варенье из белой черешни не было ни наивной сладости клубничного, ни кислинки прожившей своё лето сливы, ни мягкой податливости простого, как хлеб, вечного, как река, яблочного повидла. У варенья из белой черешни были вкус и чувство собственного достоинства. Это варенье было настоящей дамой… Клик. Банка варенья открыта, как дверь в детство, в юность, туда, где все ещё живы, как калитка на Матроса Кошки, два. Дети хором просят рассказать истории про Моню и Полю, про Шуника и Бабулю. Про контуженного Чижика, Марго и черешню. Папа рассказывает, рассказывает и смеётся мелким, бисерным якубсфельдским смехом. За окном ночь, в доме тоже, только мы сидим в жёлтом круге лампы. Катятся по комнатам слова и смешинки, катятся, закатываются в углы, под диваны и ковры. И вдруг мне кажется, что дом опять ими наполнился, Моней и Полей, Шуником и Бабулей, я слышу их как живых, я слышу их шарканье, их голоса, их вздохи и заботы».

Ушла в типографию новая книга вице-президента Всемирного клуба одесситов Евгения Голубовского. «Как и "192 ступени" это будет дневник моих Фейсбучных постов, но на этот раз уже не за 2018, а за 2019 год. Книгу назвал строкой Осипа Мандельштама "И море, и Гомер — всё движется любовью". Верстала книгу в 532 страницы Анна Голубовская, её же фото для обложки». Будет что почитать — и это прекрасно.

«Рагу из лосося», польский хлодник Елизаветы Ксаверьевны и «Белая черешня». Одесским читателям «кушать подано» 

Автор: Мария Гудыма
Фото: Снежана Павлова

11
Подписывайтесь на наш канал в Telegram @timerodessa (t.me/timerodessa) - будьте всегда в курсе важнейших новостей!
Чтобы оставить комментарий, авторизируйтесь через свой аккаунт в

Загрузка...

Оркестр Хобарта Эрла проведёт «Рождественские встречи - Odessa Violin Fest»

10 декабря в 19:00 в Большом зале Одесской филармонии стартует цикл концертов «Рождественские встречи — Odessa Violin Fest». Три блестящих скрипача украсят фестивальную программу исполнением известных скрипичных концертов.

3


Загрузка...