Главная / Неформат

Хроника дня

Сакральные смыслы «Маминого платка» и «Древа жизни»: одесситка пишет заряженные на изобилие картины

Рисовать никогда не поздно.

Мастерская одесской художницы Татьяны Даневич-Потафеевой находится на её рабочем месте, то есть в корпусе художественно-графического факультета Одесского Южноукраинского национального педагогического университета. Во время локдауна кафедра живописи пуста и тиха; можно спокойно проводить время у мольберта и сделать паузу, прогуливаясь в садике, где уже вовсю цветут нарциссы и фиалки.

Сакральные смыслы «Маминого платка» и «Древа жизни»: одесситка пишет заряженные на изобилие картины

Сакральные смыслы «Маминого платка» и «Древа жизни»: одесситка пишет заряженные на изобилие картины

«Я начала заниматься живописью не так давно, будучи уже в зрелом возрасте, — признаётся художница. — В детстве я хорошо рисовала, даже лучше всех в классе. Потом получила высшее экономическое образование, закончила Одесский институт народного хозяйства и много лет работала экономистом. А потом увидела на "Фейсбуке" объявление о том, что на кафедру живописи требуется сотрудник, уволилась с прежней работы и пришла сюда. Спустя какое-то время решила здесь же получить второе высшее образование и в этом году защищаю диплом преподавателя живописи. Сейчас учусь в магистратуре. Вот мои учебные работы — обнажённая натура, модель в национальном костюме…»

Сакральные смыслы «Маминого платка» и «Древа жизни»: одесситка пишет заряженные на изобилие картины

Перед тем как поступить на худграф, Татьяна получала навыки живописи и рисунка в художественной школе имени Костанди, затем обучалась у заслуженного художника Украины Виктора Ивановича Чернова. Сегодня Потафеева — участница множества выставок (в том числе благотворительных), член Союза маринистов Одессы и мечтает, как говорится, влиться в ряды Национального Союза художников Украины. Ей важно ощущать себя частью профессионального сообщества и при этом оставаться нежной, стеснительной, этакой доброй волшебницей.

Сакральные смыслы «Маминого платка» и «Древа жизни»: одесситка пишет заряженные на изобилие картины

Сакральные смыслы «Маминого платка» и «Древа жизни»: одесситка пишет заряженные на изобилие картины

«Считаю, что искусство должно не только приносить эстетическое удовольствие, но нести в себе сакральную смысловую информацию, — говорит Татьяна. — Мне интересно создавать декоративные натюрморты, которые символизируют изобилие и послужат своим обладателям своеобразными оберегами-талисманами. В моей интерпретации они заряжены на изобилие! Вот здесь изображены 33 граната, это магическое число, число изобилия, да и сам гранат символизирует достаток и плодовитость. Работа "Мамин платок" объединила фон реального платка с цветами, яблоками, рябиновыми веточками, а плоды айвы уже добавлены мною. Платок — символ покрова, защиты, рябина тоже имеет охранное значение, её сажали у дома молодожёнов, под неё муж с женой приходили мириться, её ни в коем случае нельзя ломать. Айва, как и яблоко или гранат, могла быть тем самым плодом древа познания, богословы давно об этом спорят. Натюрморт с грушами получил у меня название "Древо жизни райского сада". Грушевые плоды напоминают очертания женского тела, намекают на изобилие и полноту жизни, являются символом долголетия и любви. Планирую написать "изобильные" натюрморты с виноградом и персиками. Обилие негатива в современной живописи является следствием потери гармонии в мире и в душах людей, вот художник и должен восстановить своими работами эту гармонию».

Сакральные смыслы «Маминого платка» и «Древа жизни»: одесситка пишет заряженные на изобилие картины

Сакральные смыслы «Маминого платка» и «Древа жизни»: одесситка пишет заряженные на изобилие картины

Сакральные смыслы «Маминого платка» и «Древа жизни»: одесситка пишет заряженные на изобилие картины

Кроме работ маслом Татьяна Потафеева создаёт акварели, и в этой технике она весьма преуспела за короткий срок. Успешным было участие в двух международных биеннале «Море акварели» в Одессе (порадовало, что организаторы в качестве призов дарили лучшим авторам краски), Татьяна стала призёром международного фестиваля Mini Watercolor (Киев, 2019), одна из её работ экспонировалась в Будапеште на выставке почтовой акварели в 2018 году. Сейчас акварель «Дождь над морем» находится на Всеукраинской международной выставке НСХУ «Графика в Харькове», акварель «Зимний пейзаж» прошла отбор и будет экспонироваться в июне на международной выставке НСХУ «Мемориал А. И. Куинджи» в Мариуполе, которая проводится раз в 5 лет. Акварель «Отражение» находится в народном историко-краеведческом музее Белгород-Днестровского района, акварель «Зимнее кружево» — в Музее изобразительного искусства имени Белого в Черноморске.

«Главный секрет акварели — не мешать воде делать своё дело, — утверждает художница. — В этом большая доля успеха. Подмечено: если делаешь акварель и тебя что-то отвлекло, промедление идёт на пользу, краска растекается именно так, как надо. А если начинаешь подправлять, рискуешь испортить работу».

Сакральные смыслы «Маминого платка» и «Древа жизни»: одесситка пишет заряженные на изобилие картины

Сакральные смыслы «Маминого платка» и «Древа жизни»: одесситка пишет заряженные на изобилие картины 

Также Татьяна пробует рисовать сухой пастелью, но прежде надеется в совершенстве освоить масляную живопись. На кафедре живописи работают выдающиеся мастера. Увы, ушёл из жизни Сергей Лозовский, но продолжают трудиться Светлана Крижевская, Наталья Лоза, Пётр Нагуляк, Дмитрий Величко, Анна Носенко, Стелла Мунтян, Марина Пономаренко… У каждого есть чему поучиться.

«Занимаясь живописью, я стала видеть мир по-другому. Увидела, как прекрасен солнечный свет, какая изумрудная трава под ногами. Это просто праздник! Ещё одна жизнь… Когда входишь в состояние вдохновения, забываешь о грустном. В прошлом году я работала над серией картин о чумаках, рыбаках, виноградарях, изучала историю соляного промысла. Планирую создать серию работ о проблеме обезвоживания Куяльницкого лимана, чтобы привлечь внимание к этой экологической проблеме. Существует проект объездной дороги, которая должна пройти по ложу лимана, но ведь это приведёт к окончательной гибели Куяльника!»

Сакральные смыслы «Маминого платка» и «Древа жизни»: одесситка пишет заряженные на изобилие картиныСакральные смыслы «Маминого платка» и «Древа жизни»: одесситка пишет заряженные на изобилие картиныСакральные смыслы «Маминого платка» и «Древа жизни»: одесситка пишет заряженные на изобилие картиныСакральные смыслы «Маминого платка» и «Древа жизни»: одесситка пишет заряженные на изобилие картиныСакральные смыслы «Маминого платка» и «Древа жизни»: одесситка пишет заряженные на изобилие картиныСакральные смыслы «Маминого платка» и «Древа жизни»: одесситка пишет заряженные на изобилие картины 

Экспериментируя, Татьяна Потафеева соединила старинную композицию натюрморта с рыбами с манерой Жоржа Брака, и получилась шикарная картина, недавно засветившаяся на факультетской выставке в Доме с ангелом. По выставкам художница, конечно, соскучилась, но локдаун не вечен, и созданное в мастерской рано или поздно перекочует в выставочные залы, зритель подхватит авторскую эмоцию и обязательно порадуется. Для Татьяны Потафеевой это очень важно.

Сакральные смыслы «Маминого платка» и «Древа жизни»: одесситка пишет заряженные на изобилие картины

Автор: Мария Гудыма
Фото: Александр Синельников

18
Подписывайтесь на наш канал в Telegram @timerodessa (t.me/timerodessa) - будьте всегда в курсе важнейших новостей!
Чтобы оставить комментарий, авторизируйтесь через свой аккаунт в

Загрузка...

Видео

Салют в честь Дня Победы в Одессе

9 мая 2021 года празднование Дня Победы в Одессе завершилось салютом.

1


Загрузка...