Главная / Неформат

Хроника дня

В Одессе показали, каким бывает страшное китайское проклятие

Принять прошлое и не страшиться перемен.

Пьеса «Страшное китайское проклятие. Украина» Елизаветы Мельниченко получила воплощение на сцене Одесского украинского музыкально-драматического театра имени Васыля Васылько, уже состоялось два премьерных показа. Постановка антрепризная, по словам продюсера Евгения Лавренчука, был проведён кастинг исполнителей со всей страны, в итоге остановились на одесситах. Привезти иногородних исполнителей в карантинное время затруднительно, к тому же в Одессе имеются свои таланты на любую роль.

«Я больше погружаюсь в материал, чем вкладываю в пьесу свой личный опыт, — говорит режиссёр спектакля Борис Кривец. — Мне было интересно прорабатывать личные трагедии каждого персонажа».

В Одессе показали, каким бывает страшное китайское проклятие

Эффектную красотку Нелли играет народная артистка Украины Вера Ревенко, её супруга, художника Константина — Александр Самусенко. В роли сына пары, Овидия, занят Михаил Игнатов. А друга семьи, предприимчивого Лаврина, играет Олег Шевчук. Зрители прослеживают жизнь героев на протяжении тридцати лет, а герои ведут диалог не только друг с другом, но и с незримым Великим Кобзарём, чей голос слышат время от времени. Тарасу Шевченко есть в чём упрекнуть потомков… Он призывает их к агрессии — не в стихах, правда, а в прозе. Собственно, и стихи Кобзаря всегда использовались теми агрессивными персонажами, кто хотел оправдать своё желание проливать кровь, забывая, что в жизни Шевченко вовсе не желал быть участником или свидетелем кровопролитий: «Поховайте та вставайте…»

В Одессе показали, каким бывает страшное китайское проклятие

В Одессе показали, каким бывает страшное китайское проклятие

В Одессе показали, каким бывает страшное китайское проклятие

В Одессе показали, каким бывает страшное китайское проклятие

Вряд ли именно Тарас Григорьевич вещает с того света Константину и Лаврину: «Обуха берiть», это явно не божественного происхождения наваждение. В начале пьесы мы узнаём, что Константин тиражирует изображения Ленина (видимо, по заказу Худфонда), по прошествии тридцати лет берётся за Шевченко. Наша творческая интеллигенция вечно слышит голоса, кому-то раньше вещал нечто проникновенное из Лонжюмо Владимир Ильич, затем вышел на контакт Тарас Григорьевич. Ищут в меняющемся мире наши творцы хоть какую-то стабильность и опору…

Сильная часть спектакля — балет, он же хор (почти античный) — девушки в чёрном комментируют действие народными песнями, танцуют, принимают зловещие позы, впрочем, ничего случайного в спектакле нет, любая загадка в финале окажется внятной зрителю. Здесь всё на грани реальности и бреда (хорошее украинское слово «маячня» тут отлично подойдёт), смещение образов цыганки Азы и загадочной злой китаянки, сыплющей проклятия, выводит из равновесия главных героев и вроде как снимает с них ответственность за свою судьбу. «Пороблено» — и ничего не попишешь.

В Одессе показали, каким бывает страшное китайское проклятие

В Одессе показали, каким бывает страшное китайское проклятие

В Одессе показали, каким бывает страшное китайское проклятие

В Одессе показали, каким бывает страшное китайское проклятие

«Вера Ревенко, оперная певица, дебютирует в драме, — рассказывает Евгений Лавренчук. — У нас тут вообще супер-дебюты. Я дебютирую в качестве продюсера, хотя раньше сам продюсировал свои спектакли, в таком чистом виде занимаюсь такой деятельностью впервые, меня очень привлекла эта роль. Елизавета Мельниченко — абсолютно состоявшийся прозаик, пьесой дебютирует как драматург. Режиссер Борис Кривец дебютирует на одесской сцене (хотя он уже два года здесь живёт и преподаёт), раньше он ставил в Харькове и Львове.

Пьеса рассказывает о мифологии нашего современного сознания. Наши паттерны, шаблоны и есть нашим проклятием. Сегодня постсоветское прошлое украинцев не проработано. Кто-то его полностью принимает, а кто-то говорит, что такого вообще не было, отказывается от него. Очень важно проработать все проблемы, принять прошлое и жить дальше. Китайского проклятия "Чтоб ты жил в эпоху перемен" на самом деле не существует, эта поговорка родилась в Европе в пятидесятых годах. Пьеса на самом деле очень чеховская, когда герои хотят что-то сделать, совершить какие-то поступки, кем-то стать, найти себе лучшую жизнь, а ничего для этого не делают — по объективным обстоятельствам. Приходится жаловаться на какие-то проклятия…»

В Одессе показали, каким бывает страшное китайское проклятие

В Одессе показали, каким бывает страшное китайское проклятие

В Одессе показали, каким бывает страшное китайское проклятие

В Одессе показали, каким бывает страшное китайское проклятие

В Одессе показали, каким бывает страшное китайское проклятие

Александр Самусенко готовил роль своего «митця» параллельно с ролью Шарикова в «Собачьем сердце» режиссёра Максима Голенко на той же сцене, и образы действительно перекликаются, сама по себе принадлежность к касте творческой интеллигенции не отменяет грубости нравов, дремучих суеверий, суетного желания получше «устроиться», но ничего для этого не предпринять. Многие зрители идут смотреть «Страшное китайское проклятие» конкретно ради Веры Ревенко, вот говорили ей ещё во время учёбы, что оперетта — её стихия! Красотка времён застоя бредёт по жизни этакой оффенбаховской Периколой, вечно молодой, вечно пьяной. Появление Нелли из зала с куплетами «Какой обед нам подавали» становится спектаклем в спектакле. Союз этой пары даёт странный плод: Овидий в исполнении Михаила Игнатова, которого мы привыкли видеть в амплуа молодого героя, откровенно карикатурен, нелеп, жалок и неприспособлен к выживанию в той мясорубке, которой обернулась пресловутая эпоха перемен.

В Одессе показали, каким бывает страшное китайское проклятие

В Одессе показали, каким бывает страшное китайское проклятие

В Одессе показали, каким бывает страшное китайское проклятие

В Одессе показали, каким бывает страшное китайское проклятие

Нельзя не похвалить продюсера, являющегося одновременно и главным режиссёром Одесской оперы, за явно подсказанные им музыкальные номера. Нелли одновременно и забавная Перикола, и печальная Виолетта из «Травиаты», ведь жизнь женщины не бывает лёгкой ни при социализме, когда муж зарабатывает копейки, ни при диком капитализме, когда и этих копеек никто не гарантирует. Нелли ничуть не постареет за время действия (женщины это умеют!), вот только беззаботности в её стиле жизни поубавится…

Команда работала над «Страшным китайским проклятием» около полугода, премьеру из-за карантина дважды переносили. Постановку уже на стадии репетиций пригласили на театральные фестивали Польши и Канады. Экзистенциальные метания, в сущности, неплохих людей, всегда интересны, а точку, по большому счёту, спектакль не ставит, ибо дело не кончено, жизнь не прожита, гештальт не закрыт.

В Одессе показали, каким бывает страшное китайское проклятие


Автор: Мария Гудыма
Фото: Пётр Катин

20
Подписывайтесь на наш канал в Telegram @timerodessa (t.me/timerodessa) - будьте всегда в курсе важнейших новостей!
Чтобы оставить комментарий, авторизируйтесь через свой аккаунт в

Загрузка...

Видео

Об операции по подъёму Delfi рассказали на специальной пресс-конференции

11 сентября в Одессе состоялась пресс-конференция, на которой представители осуществлявших эвакуацию танкера Delfi компаний рассказали подробности операции.

Инфографика



перекредитування онлайн позик
Загрузка...