Главная / Неформат

Хроника дня

Всё по-новому! Музей современного искусства Одессы и его бессрочная акция New

Здесь ждут молодых.

Музей современного искусства Одессы (Белинского, 5) начал бессрочную акцию New. Штатная авангардистка ТАЙМЕРА Мария Гудыма поспешила на вернисаж.

Уже сад, фасад здания и вход в музей производят качественно иное впечатление - хватит ассоциировать музейное дело с вечно текущими крышами!

 

Первый этаж позволил увидеть любовно воссозданный, вплоть до узоров на обоях, мир квартирных выставок, так называемой «заборной» выставки Сычёва и Хруща на заборе у театра оперы и балета, а также многое другое, что относится к славному прошлому одесского искусства. Это вотчина заместителя директора Музея современного искусства Одессы Любови Заевой.

 

 

Второй этаж отдан художнику и куратору МСИО Мирославу Кульчицкому, и вот там зрителей  ожидали основные сюрпризы... Там оказались  доселе не входившие в постоянную экспозицию работы Леонида Войцехова, Игоря Гусева, Мирослава Кульчицкого, Оксаны Мась, Александра Ройтбурда и других художников. И всё «зарифмовано» с большим вкусом, образует интересные переклички, например, хрупкая стеклянная «Молния» Дмитрия Дульфана, бьющая между двух зеркал, гармонично смотрится рядом с картиной Светланы Мартынчик, на которой Перун укоряет князя Владимира за православие и объектами с подсветкой Владимира Наумца, где проглядывают очертания ликов святых...

 

 

Сейчас не будем останавливаться подробно на значении каждой работы - в конце концов, сходите в музей сами, прочитаете тексты возле разделов экспозиции, побеседуете с сотрудниками и составите своё мнение. Дело в прецеденте. Дело не только в том, что в коллекции МСИО появилось большое количество новых экспонатов – разработана новая концепция их экспонирования.

 

Обновление коснулось всех разделов музейной коллекции. Залы, посвящённые творчеству группы одесских нонконформистов, украсил редчайший самиздатовский набор открыток «Художники Одессы» 1980 года, подаренный музею Любовью Заевой. Две работы Вадима Гринберга, выполненные в его авторской технике, а также полотно Вадима Кучера-Куцана включены в раздел «Модернизм после нонконформизма» (в этом разделе выделен зал, посвящённый поискам новых идей и символов современными художниками-модернистами). Вадим Гринберг представлен и на втором этаже объёмной работой «Ленин всегда с тобой», имитирующей Мавзолей – а как же без нашего недавнего прошлого, и тут же ироничная живопись Ларисы Звездочётовой «Петушки» с пионерами, то ли выкапывающими из грядки, то ли закапывающими... мозг.

 

Раздел течений современного искусства, возникших «после модернизма», обновлён настолько радикально, что можно говорить о принципиально новой экспозиции, не менее радикально изменена сама концепция экспозиции. В экспозицию включены как новые произведения известных одесских художников, созданные в 2013 году для III Одесской биеннале современного искусства, так и ряд работ, созданных в 90-х и ставших уже легендарными. Это произведения Игоря Гусева, Ларисы Звездочётовой, Мирослава Кульчицкого, Александра Ройтбурда и Александра Шевчука.

 

Да и «Молния» Дульфана оттуда, из 90-х, восстановлена в наши дни и, вероятно, будет дорабатываться, чтобы подсветка мигала, как вспышки молнии, а не светилась равномерно. А вот крылатый писсуар Ройтбурда получился даже более эффектным, чем в 90-х, тогда размах крыльев был не столь широким. Полёт продолжается...

 

 

Также на втором этаже экспонируются произведения и видеодокументация акций одесских «Артрейдеров» (куратор Игорь Гусев). Впервые состоялась передача МСИО Одесской городской администрацией для длительного экспонирования фрагмента инсталляции Оксаны Мась, подаренного художником городу. Начальник городского управления культуры и туризма Татьяна Маркова вручила дипломы Мирославу Кульчицкому, Игорю Гусеву и Дмитрию Дульфану, подчеркнув, что, конечно, такой уровень признания недостаточен, ведь благодаря этим художника и их коллегам Одесса становится значимым культурным центром, если хотите, культурной столицей Украины. Ну бывают ситуации, когда не отметить нельзя, и отметить толком – не получается, Татьяне Юрьевне в любом случае большое спасибо.

 

«Ни один другой музей Украины не экспонирует видео-арт, инсталляции, я уже не говорю о документации группы «Артрейдеры» и таких шокирующих объектах, как писсуар с крыльями. Музей — зеркало, отражающее художественный процесс; мы показываем то искусство, которое есть в Одессе, стараясь делать свою работу максимально профессионально и всеобъемлюще, — говорит директор МСИО Семён Кантор. — Подумать только, когда в 2010 году мы поставили в зале монитор с видеоработой Юрия Лейдермана «Хасидский Дюшан», кстати, вошедшей в учебники по современному искусству, то казались себе революционерами, в Украине такого вообще не было!.. А сейчас и Александр Ройтбурд отдал нам второй экземпляр своего видео «Психоделическое вторжение броненосца «Потёмкин» в тавтологический галлюциноз Сергея Эйзенштейна» — первый находится в собрании Музея современного искусства (МоМА) в Нью-Йорке (лучшем музее современного искусства в мире). Заметьте, и в названии МоМА, и в названии галереи «Тейт Модерн» используется термин modern, а не contemporary, у нас также modern... ".

 

Коллекционер Вадим Мороховский, которому и принадлежит музейная коллекция, произнёс длинную взволнованную речь, из которой следовало, что он очень рад показывать эти произведения городу, что частных музеев должно быть больше. И вправду – почему у нас люди так любят вкладывать средства в какую-то тщету? Во всём мире коллекционирование предметов искусства, а тем более современного – дело не только престижное, но ещё и очень интересное, увлекательное. Вадим Мороховский надеется, что лет через 20 его дочь будет стоять на его месте и представлять обновлённую коллекцию музея.

 

Кроме всего прочего, отремонтированное здание обладает привлекательными возможностями для общения молодых художников как творческого, так и образовательного, проведения выставок и даже концертов. Ну и публику почтенного возраста, привыкшую ходить в музеи, здесь всячески приветствуют. И всё-таки работе с молодёжью придают особое значение – опыт специальных экскурсий для студентов и старшеклассников во время Третьей биеннале порадовал. Пятилетняя история МСИО показала, что коллективом музея пройден большой путь. А будущее окажется удивительным, поверьте на слово и присоединяйтесь к идущим...

 

14
Подписывайтесь на наш канал в Telegram @timerodessa (t.me/timerodessa) - будьте всегда в курсе важнейших новостей!
Чтобы оставить комментарий, авторизируйтесь через свой аккаунт в

Загрузка...

Видео

Салют в честь Дня Победы в Одессе

9 мая 2021 года празднование Дня Победы в Одессе завершилось салютом.

1


Загрузка...