Главная / Неформат

Хроника дня

«Зимний сад» с перчиком и тыквами. Одесситка увлеклась ботанической иллюстрацией

Вся сила — в лессировках!

До конца года Одесский муниципальный музей личных коллекций имени А. В. Блещунова (Польская, 19) в своём выставочном пространстве «Квартира № 6» представляет выставку «Зимний сад», автором которой стала Надежда Владова. Тончайшим образом воспроизведённые «по науке» тыковки в разрезе, задорные перчики, лилии, ирисы, листья каштана хороши — глаз не оторвать. 

«Зимний сад» с перчиком и тыквами. Одесситка увлеклась ботанической иллюстрацией

«Зимний сад» с перчиком и тыквами. Одесситка увлеклась ботанической иллюстрацией

«Зимний сад» с перчиком и тыквами. Одесситка увлеклась ботанической иллюстрацией

«Зимний сад» с перчиком и тыквами. Одесситка увлеклась ботанической иллюстрацией

«Зимний сад» с перчиком и тыквами. Одесситка увлеклась ботанической иллюстрацией


Надежда — архитектор, в детстве училась в художественной школе № 2, так что подготовка у нее имелась отличная, но долгое время было не до творческой работы. И вот на 50-летие сын подарил этюдник, Надежде было неудобно оставить подарок без внимания, стала понемногу рисовать. А затем пришла на курсы рисования для взрослых в Дом Блещунова и попала в руки художницы, заведующей выставочным отделом Марии Апрятовой. Мария годится Надежде в дочери, но в том, что касается рисования, особенно ботанической иллюстрации,  может поучить любого.

«Зимний сад» с перчиком и тыквами. Одесситка увлеклась ботанической иллюстрацией


«После общения с Машей я уже не могу не рисовать, — говорит Надежда. — Она умеет зажечь, вдохновить, к тому же я люблю природу, всё тут сошлось. В Европе поместить ботаническую иллюстрацию на стену считается хорошим тоном. У нас, к сожалению, она не так популярна. В художественной школе мы рисовали пейзажи, натюрморты, и только в этом замечательном музее я узнала по-настоящему о таком прекрасном жанре». 

«Зимний сад» с перчиком и тыквами. Одесситка увлеклась ботанической иллюстрацией


«Началось со студии Клавдии Михайловны Боголюбовой, которая умеет детей зарядить импульсом невероятной силы, ты уже не можешь остановиться, пишешь, рисуешь, — рассказывает Маша. — Когда я обучалась, бывало, случалась такая ситуация: родители приводили ребенка, а он рисовать не хотел, это мама с папой жалели, что в своё время этим не занялись, и не хотели, чтобы впоследствии о том же сожалел их ребёнок. Но Клавдия Михайловна умела влюбить в рисование каждого. Глядя на это, я думала: а неплохо бы посадить этих родителей и дать им возможность осуществить свою мечту, ведь нет возрастных пределов. Когда я собрала группу из взрослых, поняла, что с ними тоже надо играть, но чуть иначе, нежели с детьми. Конечно, нет возможности тратить много времени на отработку техники, но можно передать базовые техники, показать приёмы, передать “вкусноту” этого занятия. К слову, многие зрители, не имея большого зрительского опыта, тоже нуждаются в руководстве, они опасаются ходить на выставки из боязни чего-то не понять. А побывавшие на мастер-классах по живописи люди, получив некую арт-терапию и опыт работы со своими эмоциями, продолжают рисовать, не могут остановиться. Через изобразительное искусство познают свой внутренний мир. Другое дело, что не всё, что нарисовано на мастер-классах, должно висеть в музейных залах!»

Работам Владовой в музее — самое место, это признали абсолютно все посетители вернисажа. Кто-то скажет: такая фотографическая точность обессмысливает процесс рисования, ведь можно сделать снимок и получить тот же результат в считаные секунды! Но это в корне неверное утверждение. Ботаническая иллюстрация — больше, чем внешнее сходство. Натуралистично выполненные прожилочки на листьях и лепестках обретают прелесть искусственности, неслучайно на Западе так любят вводить такие работы в интерьер. Современная ботаническая иллюстрация — особенный жанр изобразительного искусства, объединяющий научный подход в исследовании растительного мира с высокохудожественным и технически грамотным исполнением в акварельной иллюстрации.

«Зимний сад» с перчиком и тыквами. Одесситка увлеклась ботанической иллюстрацией

«Зимний сад» с перчиком и тыквами. Одесситка увлеклась ботанической иллюстрацией

«Зимний сад» с перчиком и тыквами. Одесситка увлеклась ботанической иллюстрацией


«У нас в стране, к сожалению, нет школы ботанической иллюстрации, — признаёт Мария. — Кто-то пробовал работать в этом направлении, но настоящей, уверенной школы нет. Я пришла к этому, увидев в музее Блещунова эскиз росписи по фарфору для Мейсенской мануфактуры. Долго этот эскиз рассматривала, старалась понять, ведь вроде бы это похоже на наши привычные этюды, но что-то неуловимое, особенное присутствует... Начала эту историю по чуть-чуть, как говорится, копать, нашла современную отрасль ботанической иллюстрации, которая базируется на наследии английской школы. Стараюсь осваивать, техника позволяет: я практикующий художник, преподающий, умеющий простыми словами сложные вещи объяснять своим ученикам, в том числе и взрослым, но делающим первые шаги в искусстве. Ориентируюсь на Анну Масон, очень прогрессивного иллюстратора с особой техникой, она работает лессировками, у нее я подсмотрела, как брать цвет в правильном тоне, а у корейских мастеров — как использовать акварельные карандаши в прослойках акварельных прописок».

«Зимний сад» с перчиком и тыквами. Одесситка увлеклась ботанической иллюстрацией

«Зимний сад» с перчиком и тыквами. Одесситка увлеклась ботанической иллюстрацией

«Зимний сад» с перчиком и тыквами. Одесситка увлеклась ботанической иллюстрацией

«Зимний сад» с перчиком и тыквами. Одесситка увлеклась ботанической иллюстрацией

«Зимний сад» с перчиком и тыквами. Одесситка увлеклась ботанической иллюстрацией


Работы Надежды Владовой сегодня хранятся в частных коллекциях в США, Англии, Франции, Австралии, Германии, Ирландии, Канады, России, Украины. Персональные выставки проходили в Одессе и Санкт-Петербурге. Но самые любимые работы не попадают на выставки и не продаются, их автор оставляет дома. На выставку попала тыковка, уже принадлежащая коллекционеру — тоже дорога сердцу, писалась в пасмурные дни, согревала дождливыми вечерами. Иногда процесс затягивается, если нужно дать работе хорошенько просохнуть перед наложением нового красочного слоя.

«Зимний сад» с перчиком и тыквами. Одесситка увлеклась ботанической иллюстрацией


«Деталировка тщательная, много слоёв, — делится секретами жанра Надежда. — Шаг за шагом продвигаюсь к конечному результату. Иногда акварель дополняю штрихами графики для большей выразительности. Есть у меня много чёрно-белых графических работ, тоже мечтаю показать их на выставке».

Южнорусская школа живописи откровенно пренебрегала ботанической иллюстрацией, но, видимо, пришло время взять на вооружение красивый западный опыт. Из недавно творивших одесских художников такие работы создавал Александр Мирзин, а благодаря Маше Апрятовой жанр становится популярным, и это просто здорово.  

«Зимний сад» с перчиком и тыквами. Одесситка увлеклась ботанической иллюстрацией

«Зимний сад» с перчиком и тыквами. Одесситка увлеклась ботанической иллюстрацией

«Зимний сад» с перчиком и тыквами. Одесситка увлеклась ботанической иллюстрацией

«Зимний сад» с перчиком и тыквами. Одесситка увлеклась ботанической иллюстрацией





Автор: Мария Гудыма
Фото: Александр Синельников

20
Подписывайтесь на наш канал в Telegram @timerodessa (t.me/timerodessa) - будьте всегда в курсе важнейших новостей!
Чтобы оставить комментарий, авторизируйтесь через свой аккаунт в

Загрузка...



Загрузка...